Процесс выдачи субсидии малому бизнесу усложнится
После получения государственных субсидий малый бизнес будет подвергаться регулярным проверкам, чтобы исключить случаи, когда средства на бизнес получены, но собственное дело предприниматели так и не открывают. Как рассказал "Известиям" председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, соответствующий законопроект может быть внесен в Госдуму.
Законопроект предлагает выдавать субсидии малым предпринимателям постепенно, по мере развития собственного дела и поступления отчетных документов, а также ввести повсеместную систему контроля за целевым расходованием субсидий малыми предпринимателями.
— Действительно, сегодня бывает так, что субсидии получают, а куда расходуют — не всегда возможно проследить, — отметил Руденский. — Меры по контролю за целевым использованием таких средств нужно ужесточать, чтобы не допустить мошенничества.
В настоящее время предоставление субсидий малому и среднему бизнесу регулируется федеральным законом "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Кроме того, каждый регион имеет свои программы софинансирования малого бизнеса. По данным московского молодежного парламента, количество предприятий малого бизнеса растет: так, только за 2013 год этот показатель по стране вырос на 10%.
Заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев рассказал, что в столице в 2013 году были профинансированы 754 поступившие заявки на субсидии на общую сумму около 1,1 млрд рублей. При этом в столице действуют достаточно жесткие меры контроля целевого использования средств бизнесменами.
— Департамент на стадии приема заявки проводит экспертизу того проекта, который предприниматель предлагает правительству поддержать, — рассказал Князев. — Мы ожидаем, что предприниматель, который обращается к нам за субсидией, не только рассчитывает на бюджетные средства как на некие костыли, но и показывает свою способность самостоятельно участвовать в собственном проекте. В соответствии с системой рейтинга, который утвержден постановлением правительства Москвы и который позволяет сравнивать поступившие проекты, более высокий статус имеют те проекты, в которые предприниматель на момент обращения к нам вложил больше собственных средств.
Чиновник отметил, что по результатам реализации проекта предприниматель должен выполнить определенные социально-экономические показатели, и если какой-то показатель он не выполняет, департамент обращается к нему с требованием вернуть бюджетные средства.
— Случались и попытки ввести нас в заблуждение, получить бюджетные средства, не имея на то оснований. В том случае, если имеют место признаки мошенничества, мы вправе обращаться в правоохранительные органы, — пояснил он.
Князев также добавил, что субсидии нацелены не только на то, чтобы поддержать предпринимателя, но и на то, чтобы он, реализуя свой проект, выплачивал налоги и создавал рабочие места.
— С этого года мы будем более активно сопровождать каждого начинающего предпринимателя, который получит от нас поддержку, чтобы уберечь его и от финансовых потерь, — отметил чиновник. — К каждому договору будет приложен график совместных мероприятий, в который войдут консалтинговые услуги и программы обучения.
Первый вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин утверждает, что предприятия малого бизнеса, которым выделяются субсидии, и так находятся под жестким контролем государства.
— Чтобы получить средства на развитие бизнеса по государственной программе, необходимо пройти столько проверок и инстанций, заполнить столько бумаг и справок, что часто предприниматели предпочитают вообще не связываться с субсидиями, особенно если речь идет о небольшой сумме. Бывает и так, что бизнесмен обратился за субсидией на создание пяти рабочих мест, получил ее, но по каким-то обстоятельствам создал только четыре места, — говорит Корочкин. — Через год к нему приходит проверка и требует вернуть средства за пятое несозданное рабочее место. В итоге получение субсидии оборачивается кучей проблем для предпринимателя.
По мнению эксперта, при распределении субсидий необходимо уходить от конкурсной основы, а выделять средства исходя из соответствия компании определенным критериям — "например, если это малый бизнес, который занимается развитием туризма в регионе и при этом нуждается в развитии".
Руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников считает, что наказывать предпринимателей, которые потратили субсидию нецелевым способом, можно и без частых проверок.
— Предоставлять субсидию по частям и при этом каждый раз проводить проверку — значит поддерживать коррупцию, — считает эксперт. — Как правило, бизнесмену нужна конкретная сумма, чтобы закупить оборудование и создать рабочие места сразу, а не по частям. Проверки для предпринимателя означают, что нужно выделять дополнительную сумму на взятки — к сожалению, пока наши реалии таковы.
Масленников подчеркнул, что получение субсидии должно быть максимально доступным, но при этом при презентации проекта бизнес-план должен проходить проверку независимых экспертов. Если выяснится, что уже после получения средств предприниматель потратил их не на заявленные цели, нужно требовать возврата денег, причем с процентами за использование средств, резюмировал эксперт.