Александр Плеханов: российский автопром на деле не существует

Несмотря на обилие автомобильных заводов на территории России, национального российского автопрома, в экономическом понимании, фактически нет. Об этом пишет Александр Плеханов на КМ.Ру. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с его доводами.

81 год назад, 7 января 1933 года, выступая на Пленуме ЦК с докладом об итогах первой пятилетки, И.В. Сталин в числе многих достижений упомянул и автопром, сказав такую фразу "У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь". Что и зафиксировали для истории бесстрастные стенографистки.

Мог ли тогда, как сам Сталин, так и все остальные присутствующие на пленуме, поверить в то, что через 80 лет такое понятие как "отечественный автопром" исчезнет из обихода потому, что этого самого отечественного автопрома попросту не станет.

И это несмотря на то, что за последние десять лет автозаводы в России растут как грибы после дождя. Но дело в том, что, например, Hyundai Solaris или Renault Logan с клеймом Made in Russia, не являются российскими автомобилями.

Да, они произведены на территории России, в них есть некий процент российских комплектующих, их продают и покупают за рубли, но российскими они от этого не становятся.

Как не становится американской Toyota Highlander, выпущенная в США, и точно так же не становится британским Nissan Qashqai, сошедший с конвейера завода в Сандерленде. Потому что они всего лишь собраны в США, но все преференции с них получают японские автопроизводители.

Точно так же никогда не будет своего автопрома у Свазиленда или Папуа-Новой Гвинеи, даже в том случае, если там построит свой завод Ford или Volkswagen. Точно так же нет его и у России со всеми многочисленными автомобильными кластерами.

А вот выпускаемые при Сталине Ford A, под именем ГАЗ-А, или Fiat 124, названный в СССР ВАЗ-2101, были отечественными автомобилями, несмотря на их происхождение. Потому что выручка после их реализации не утекала за рубеж, как в случае с московским Renault Logan или петербургским Hyundai Solaris, а оставалась в бюджете страны.

Конечно, кое-что удается отщипнуть в бюджет и с собираемых в России иномарок, но это копейки по сравнению с тем, что получают владельцы построенных за последние годы в России автозаводов.

Если уж называть вещи своими именами, то собственного автопрома, выпускающего легковые автомобили, в России нет. Вернее, есть лишь производитель внедорожников УАЗ, но как долго он будет выпускать автомобили собственной конструкции – неизвестно.

Не исключено, что УАЗ, так же как и подавляющее большинство доживших до наших дней отечественных автопроизводителей, в ближайшее время переключится на выпуск иномарок.

Что касается остальных наших автозаводов и марок, то их перечисление больше всего напоминает заполнение похоронок. "Москвич" – пал смертью храбрых сражаясь в окружении превосходящих сил противника. Легковое отделение ГАЗа, выпускавшее "Волги" и "Чайки" – погибло из-за некомпетентности командиров.

ИЖ – не вышел из окружения и сдался на милость победителя. Победителем оказался АвтоВАЗ, который сам, в свою очередь, принадлежит альянсу Renault-Nissan, вернее, имеющему голландскую прописку Alliance Rostec Auto BV.

Так что наивно думать, будто российские "Лады" действительно российские. Выручка от проданных машин исправно перекочевывает на счета вышеназванной голландской компании.

Про легковое отделение ЗиЛа в этой связи даже как-то неудобно упоминать, так как оно и в годы расцвета выпускало штучные автомобили для партноменклатуры и поэтому, с исчезновением оной, лишилось основного заказчика.

Вернее, партноменклатура сменила окраску, превратившись в демократов, а какой же истинный демократ будет ездить на советском лимузине? Демократ меньше как на Mercedes S-класса не согласен. Так что легковое отделения ЗиЛа приказало долго жить одним из первых.

Можно вспомнить ещё Серпуховский автозавод выпускавший микролитражки "Ока" и КАМАЗ, так же производивший эти машинки. Судьба "Оки" в обоих случаях была одинакова – её производство на обоих заводах было свернуто и больше вопрос о её производстве не поднимался.

Печальная судьба постигла на днях и ТагАЗ, который окончательно признали банкротом, хотя Таганрогский завод формально оставался единственным российским автопроизводителем, который выпускал единственный отечественный легковой автомобиль – ТагАЗ Aquila.

И пусть машина была разработана в Корее, это был, тем не менее, единственный автомобиль, который с полным на то правом можно было назвать отечественным, так как вырученные от его продажи деньги не уходили за рубеж.

Независимый автопроизводитель Derways из Черкесска, так же можно отнести к представителям российского автопрома, вот только дело в том, что собирает он исключительно китайские автомобили, в которых если и есть что российское, так только труд рабочих. Своих же моделей у Дервейса, к сожалению нет.

Отечественным можно было бы назвать и "ё-мобиль", производство которого должно было начаться ещё год назад, но теперь, судя по инсайдерской информации, ё-мобиль не появится на российских дорогах ни в 2015, ни в 2016 годах. А может и вообще никогда не появится и этот вариант развития событий кажется наиболее вероятным.

Ну и как не сказать в этой связи пару слов о компании "Маруся Моторс", от которой никто так и не дождался отечественного конкурента Ferrari и Lamborghini. Сколько было сказано громких слов и сделано пафосных заявлений, но что-то не видать до сих пор на российских дорогах спорткаров Marussia B1 и В2.

Зато каким-то чудом "Маруся Моторс" приняла участие в проекте "Кортеж". Автопроизводитель, если его так вообще можно назвать, вдруг оказался допущен к святая святых – к производству машин для первых, а так же вторых, третьих ( и далее по списку) лиц государства. Не в одиночку, конечно, но всё же так и хочется сказать – чудны дела твои, Господи.

Вот и получается, что, несмотря на оптимистичные заявление чиновников, приводящих цифру в 2 млн. 608 тыс. проданных в 2013 году легковых автомобилей и уверяющих, что к 2020 году в России будет продаваться 3,5 млн. машин, на долю российского автопрома перепали сущие крохи из тех $70 млрд. что потратили россияне на покупку машин.

Так что волей неволей придется перефразировать фразу Сталина – "Раньше у нас был автопром. Теперь его у нас нет". А если кому фраза Сталина в первоначальном варианте и подходит, так это Китаю.

Стране, не позволившей превратить себя в сырьевой придаток и очень быстро избавляющейся от всё ещё применяющегося к ней термина "страна третьего мира". Чего, к сожалению, нельзя сказать про Россию… 
Читайте полную версию на сайте