Эксперты считают, что на дорогах России станет меньше смертей
Третья часть – "стагнационная" (2011 - 2013), когда "смертельная" статистика установилась в пределах 27-28 тысяч, с незначительным падением после нового ужесточения норм в 2013 году.
Федеральная целевая программа (ФЦП) по повышению безопасности на дорогах не "выполнила план" по сокращению ежегодной смертности до 23 тыс. человек к 2012-му году. Причины - опережающие темпы роста автопарка (за этот период россияне купили более 15 млн машин), и кратковременный эффект от повышения штрафов. В новой целевой программе к 2020 году заявлен нижний порог погибших в 20 тысяч человек, однако при сохранении темпов роста автопарка эта задача невыполнима. Особенно в таких регионах как Краснодарский край, Челябинская, Ростовская и Нижегородская области, где динамика смертности в ДТП имеет тенденцию к росту.
Сохранить должный уровень безопасности легче будет в Астраханской, Волгоградской и Кировской областях, где печальная статистика колеблется на нижних "порогах", а также в Ульяновской, Калининградской, Кировской, Волгоградской и Самарской областях.
Эксперты назвали три сценария дальнейшего развития событий:
1. Пассивный, при котором используются все сегодняшние инструменты повышения безопасности (постепенное изменение организации дорожного движения, плановое строительство пешеходных переходов, введение камер фото-фиксации нарушений, повышение штрафов). При развитии ситуации согласно этому сценарию, эксперты, учитывая нынешнюю динамику роста автопарка (+ 5,5% в год), прогнозируют стабильный уровень ежегодной смертности на сегодняшнем уровне в 27-28 тыс. жертв, с небольшой тенденцией к повышению.
2. Жесткий, при котором активно используются только "полицейские" методы с резким ужесточением административного кодекса, введением платы за въезд в центральную часть городов и за передвижение по основным федеральным автомагистралям. Жесткий сценарий быстро даст эффект и сократит жертвы не более чем до 25 тысяч ежегодно. Но при этом в течение ближайших трех лет рост печальной статистики начнется снова, и для сохранения эффекта придется "ужесточать режим" каждые три года, а это социально неприемлемо.
3. Инновационный (европейский) - отличается от прочих принципиальным изменением подхода к организации дорожного движения и дорожной инфраструктуре. Это - иная подготовка водителей в автошколах, новая масштабная и действенная социальная реклама, заметное улучшение качества общественного транспорта, масштабное строительство новых дорог и четкое разделение дорог на скоростной (сеть хайвеев) и городской контуры. Этот сценарий не даст быстрых результатов в ближайшие 5-6 лет, но к концу десятилетия будет способен купировать ежегодную смертность в пределах 20-23 тыс. с тенденцией к уменьшению.
Комментарий руководителя Межрегионального Общественного Центра "За безопасность российских дорог" Дмитрия Леонтьева:
- Россия отличается от Европы рекордно высоким уровнем смертности в ДТП – это данные Росстата, который уже опубликовал больше сотни сравнений России с Европой. Наша страна значительно уступает Европе по числу легковых автомобилей на тысячу жителей, но по численности погибающих в ДТП опережает страны Евросоюза более чем вдвое – у нас в среднем на 100 тыс. жителей погибают минимум 20 (в отдельных регионах в десятки раз больше) человек, а в большинстве стран ЕС этот показатель не превышает и десяти погибших на 100 тыс. жителей – и такая картина наблюдается ежегодно.