За все заплатит население: налоги и социальные взносы перевесили доходы от нефтегазовой отрасли
По итогам 2013 года вклад в бюджет от налогов на добычу нефти и газа
оказался ниже, чем доходы от НДФЛ и страховых взносов. Однако не стоит
думать, что государство начинает постепенно слезать с нефтяной иглы.
Чтобы развивать несырьевой сектор экономики, нужны инвестиции. Куда
проще увеличивать налоги для населения. Об этом на КМ.Ру пишет Анна Королева. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с ее статьей.
По данным Федерального казначейства, доходы бюджета по итогам прошлого года выросли на 4,3%. Однако данный показатель на треть ниже инфляции и в два с половиной раза ниже цифры годом ранее. Доходы федеральной казны и регионов росли примерно одинаковыми темпами: 1,3 и 1,2% соответственно. При этом более высокий темп роста консолидированному бюджету обеспечили доходы внебюджетных фондов.
За 2013 год рентные доходы (налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты) увеличились на 1,2%, а доходы от налогов на труд – на 13%. В первую очередь это было связано с темпами роста средней заработной платы в стране.
По мнению главного экономиста "Альфа-банка" Наталии Орловой, после кризиса 2008 года зарплата в России стабильно повышалась: трудоспособное население уменьшается, сотрудники обходятся дороже, а государство все больше платит бюджетному сектору. Из 75 миллионов трудоспособного населения России 20 миллионов заняты в госсекторе, а их зарплаты растут на 10-20% в год быстрее, чем в частных компаниях. И, по мнению эксперта, такой тренд продолжится в дальнейшем.
"Может показаться, что государство становится все более социально ориентированным, – отмечает аналитик МФЦ Анна Линевская. – Но нужно понимать, что оплатят всю эту историю сами россияне". По словам эксперта, динамика рентных и трудовых доходов показывает, что львиную долю своего сырьевого заработка Россия тратит на поддержание своего политического имиджа. "Россия выдает кредиты "интересным" ей странам, эти деньги помогают сформировать Таможенный союз и привлечь в него сторонников, – говорит Линевская. – Еще порядка 15% доходов Россия тратит на реализацию своих интересов на Ближнем Востоке". По ее мнению, пока курс на повышение уровней зарплат в стране сохранится: кроме налогоплательщиков, формировать ВВП и бюджетные доходы почти некому.
Действительно, в результате происходивших изменений доля ренты в совокупном бюджете России сократилась до 27,4%, а налогов на труд – возросла до 28,8%. При этом поступления от НДФЛ впервые превысили собранный налог на прибыль. В сравнении с последним предкризисным 2007 годом доля "трудовых" доходов почти удвоилась, при этом возросла и доля ренты (была 22,5%). Сильнее всего – почти вдвое – за этот период снизилась доля доходов от налогообложения прибыли компаний.
Правда, обозначившийся перевес был несколько неожиданным. В основных направлениях налоговой политики РФ на ближайшие годы было запланировано изменение структуры доходов бюджета за счет изменения характера экономики. Ожидалось смещение акцента с налогов на добывающие производства и экспорта нефтепродуктов на развитие инновационных предприятий и перерабатывающей промышленности. При этом не было конкретных цифр именно на 2013 год.
По словам эксперта проекта "Общественная дума" Виктора Черноусова, в основном речь шла о снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и повышении ее на потребление и рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов. Так что баланс на самом деле оказывается совсем не тот, на который должны были выйти. Кроме того, в озвученных данных сравниваются лишь рентные и трудовые доходы: сравниваются объемы и темпы роста НДПИ и экспортных пошлин с суммарными поступлениями от НДФЛ и страховых взносов.
Такие сравнения не совсем корректны для выводов об экономике в целом, поскольку из внимания выпала значительная часть остальных бюджетных поступлений (порядка 40%), сформированная из НДС и налога на прибыль. То есть при оценке рентных доходов бюджета не учитывается масса поступлений по налогу на прибыль от добывающих компаний, а она достаточно высока. В то же время и во второй сравниваемой части также смешаны налоги и сборы с заработков работников всех сфер – и добывающих, и обрабатывающих, и некоммерческих.
"Такие соотношения демонстрируют слишком высокую нагрузку на бизнес, что стимулирует к выводу части производственных мощностей и ресурсов в теневую экономику, уклонению от налогообложения иными способами, а в целом ведет к падению экономического роста и стагнации", – полагает эксперт.
Кстати, в самой добывающей отрасли дела обстоят не лучшим образом: объем добычи полезных ископаемых стагнирует уже не первый год. Следовательно, налоговые поступления от предприятий, особенно нефтяных, падают. Это происходит на фоне отсутствия какого-либо роста цен на энергоресурсы, отмечает начальник отдела торгов и информации "СМП банка" Роман Марков. Тот слабый рост экономики, который мы имеем, происходит во многом за счет государственных средств, поступающих частично в частный бизнес.
В то же время реальные зарплаты в частном секторе перестали расти, как
только цена на нефть стабилизировалась. По мнению эксперта, страна
находится в ситуации, когда нужно трансформировать структуру экономики,
постепенно снимая ее с нефтегазовой иглы. Однако добиться стабильного
роста, не зависящего от поступлений от продажи углеводородов, крайне
сложно. Другое дело, что цены на нефть не будут вечно находиться на
высоких отметках: в обозримом будущем произойдет их снижение, и Россия
встанет перед необходимостью зарабатывать на чем-то другом. Главное,
чтобы этим "чем-то" не оказались обычные граждане страны...