Амнистия для гастарбайтеров: "единороссы" предлагают легализовать всех нелегальных мигрантов

Решить раз и навсегда проблему нелегальной иммиграции решили в "Единой России". Не мудрствуя лукаво, участники заседания Патриотической платформы партии на тему "Новые правовые и экономические инструменты регулирования трудовой миграции" предложили объявить миграционную амнистию. Об этом пишет novopol.ru.

По мнению депутата Олега Савченко, миграционные процессы в России можно урегулировать лишь "стимулируя регионы, чтобы они сами начали упорядочивать всю систему миграции" – в частности, нужно "вернуться к нулевой отметке" и объявить амнистию для нелегалов. Это предложение поддержал член президиума генсовета "ЕР", глава комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. "Надо позволить всем, кто хочет оставаться в России, встать на учет. Потом через биржу труда надо будет их трудоустроить, а лишь потом, если они будут нарушать законодательство, выдворять", – заявил он.

Пока неизвестно, оформится ли миграционная амнистия единороссов в законодательную инициативу, но сама по себе эта идея не нова, о ней давно говорят либерально настроенные политики и правозащитники. Их логика проста: раз уж не получается всех нелегалов найти и выслать за пределы страны, то давайте их всех легализуем.

По данным Федеральной миграционной службы, в России сейчас легально работают порядка 1,8 млн. иностранных граждан. Еще около 3,5 млн. человек проживают здесь без соответствующего разрешения. Всего же в нашей стране находится порядка 10–11 млн. иностранцев, из которых 8,5 млн. пользуются правом безвизового въезда. При этом миграционные процессы имеют устойчивые тенденции роста. Так, если в 2012 году в Россию въехало около 16 млн. иностранцев, то в 2013 году этот показатель увеличился до 17,5 млн. человек. Наиболее активные миграционные потоки идут с Украины, из Узбекистана, Казахстана и Таджикистана.

Отследить судьбу каждого "гостя", а уж тем более предъявить ему соответствующие обвинения в нарушении миграционного законодательства и выслать на родину, весьма непросто. В том числе и по финансовым причинам. На сегодняшний день стоимость депортации одного нелегала составляет в среднем

30-40 тысяч рублей. А в масштабах страны речь идёт уже о десятках миллионов рублей. Так, по итогам 2013 года из Карелии было выдворено 124 нелегала, на покупку билетов которым было потрачено 923 тыс. рублей. В Свердловской области на процедуру выдворения 792 человек было израсходовано почти 5 млн. рублей, на депортацию 653 нелегалов в Татарстане потратили 7 млн. рублей.

Были инициативы, обязывающие оплачивать отъезд нелегальных мигрантов за счет их работодателей. Но эта мера не сработала. Главная проблема – в доказательной базе. Поскольку нелегалы трудятся без каких-либо договоров и трудовых книжек, то доказать, что тот или иной из них действительно работает на стройке, а не случайно зашёл в гости к своим землякам, практически невозможно.

Словом, проблема делится на две составляющие. Во-первых, как ограничить неконтролируемый поток трудовой миграции? Во-вторых, что делать с теми, кто уже находится здесь?

По первому вопросу худо-бедно подвижки идут и решения принимаются. Визовый режим, как предлагают радикальные противники миграции, с рядом бывших советских республик пока вводить не спешат, но определённые барьеры уже ставят. Так, в конце прошлого года Госдума приняла закон, который ограничивает 90 днями в течение полугода возможность находиться в России для иностранцев, имеющих право приезжать без визы.

То есть раньше гражданам Украины или Казахстана для продления трёхмесячной "визы" достаточно было на день, а то и на несколько часов выехать за пределы России и вернуться обратно, а сейчас этот временной лаг составит 90 дней. Законодатели исходили из того, что для поездки в гости, к родственникам или на отдых этого достаточно, а если человек едет в поисках работы, то ему придётся легализовать своё пребывание, получая соответствующие разрешительные документы.

Это нововведение уже вызвало панику на интернет-форумах мигрантов некоторых иностранных государств. Но есть предположение о том, что такая мера вряд ли уменьшит трудовые миграционные потоки – если только на короткий период, пока не будут найдены обходные пути для легализации.

При этом дальнейшее ужесточение въездных миграционных фильтров является, скорее, вопросом политической воли.

Однако, говоря о трудовых ресурсах, все почему-то забывают о миллионах соотечественников, сохранивших языковые и культурные связи с Россией, желающих обосноваться здесь навсегда, но такой возможности, по сути, не имеющих. В течение многих лет у нас действует государственная программа содействия переселению соотечественников, но количество переселенцев по ней составляет в лучшем случае несколько тысяч человек ежегодно. Потому что для "иностранцев", готовых переехать в Россию безо всякой материальной помощи со стороны государства, действуют те же самые законодательные препоны, что и для трудовых мигрантов.

Согласно последним законодательным инициативам, упрощённые схемы получения гражданства могут быть предоставлены тем индивидуальным предпринимателям, которые проработали в России не менее трех лет и получали ежегодную выручку не менее 10 миллионов рублей. Кроме того, гражданство РФ смогут получить инвесторы, чья доля в уставном капитале российского юридического лица составляет не менее 10 %, а уставной капитал такой компании – не менее 100 миллионов рублей. Российское гражданство по упрощенной схеме также предлагается давать иностранным студентам, которые, начиная

с 1 июля 2002 года, получили профессиональное образование в России и к моменту обращения за гражданством проработали на ее территории три года.

Если говорить об "экономическом" гражданстве, то такого рода процедуры существуют во многих странах. Судя по финансовой составляющей, "цена" российского паспорта сравнима, например, с болгарским.

Иная ситуация со студентами. Не секрет, что в российских вузах обучаются преимущественно представители, скажем так, малообеспеченных стран. И предлагаемая норма вполне может стать законной лазейкой для выходцев из стран с низкими экономическими и социальными нормами, чтобы получить гражданство РФ с минимальными материальными затратами. Так что с этим аспектом вопроса предоставления гражданства, видимо, ещё предстоит разобраться.

Но вернёмся к тем, кто уже обосновался в России безо всяких на то разрешений. Выловить нелегальных мигрантов достаточно сложно, а содержать их и депортировать, как уже было сказано, слишком дорого. Поэтому предложение об амнистии показалось депутатам Госдумы весьма привлекательным. Но при его обсуждении единороссы почему-то забыли учесть мнение главы ФМС Константина Ромодановского, который достаточно скептически относится к такого рода инициативам. По его словам, нечто подобное уже проводилось в 2007-2008 годах. Тогда незаконным мигрантам было предложено "явиться в ФМС, покаяться, заплатить штраф и получить новую миграционную карту". Но этим предложением, напомнил Ромодановский, воспользовались чуть более 2-х тысяч человек из 5-ти миллионов, находившихся на территории страны. Рассчитывать на то, что за последние несколько лет ситуация кардинально поменялась, не стоит.

Открытым остаётся и вопрос об условиях пребывания легализованных гастарбайтеров на территории РФ. По предложению членов президентского Совета по правам человека, для этого стоит снять все ограничения по регистрации граждан, в том числе в нежилых помещениях, в которых часто проживают нынешние трудовые мигранты. Зная условия проживания во всех этих бытовках и подвалах, очень трудно понять логику правозащитников, ведь они фактически загоняют гастарбайтеров в условия, весьма далёкие от достойного человеческого существования. Правда, других рецептов пока не предложено, но это не значит, что их нет, а потому не следует хвататься за самое простое и не самое разумное решение проблемы.

Читайте полную версию на сайте