Губернаторов будут оценивать по количеству школ со вторыми сменами
Эффективность органов исполнительной власти начнут оценивать не по тому, сколько школьников не сдали ЕГЭ, а по тому, сколько в регионе школ работает в две или три смены. Об этом "Известиям" сообщил председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, принимавший участие в разработке соответствующего проекта указа. По мнению авторов документа, такой шаг позволит повысить объективность подсчета результатов экзамена, а заодно решит проблему нехватки мест в образовательных учреждениях. В то же время эксперты убеждены, что новые критерии оценки не повлияют на уровень нарушений при проведении Единого госэкзамена.
Согласно тексту проекта указа "О внесении изменения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ", новые критерии вводятся "в целях повышения объективности проведения ЕГЭ и исключения стимулов административного влияния на его результаты". В соответствии с изменениями при оценке эффективности будет учитываться не доля выпускников школ, не сдавших ЕГЭ, а доля учащихся, занимающихся в одну смену.
"В более чем 10,6 тыс. общеобразовательных организациях (почти четверть всех российских школ) обучение ведется в две и в три смены, что затрагивает интересы свыше 1,8 млн детей. В ближайшие 5 лет благодаря позитивной демографической динамике число школьников возрастает почти на один миллион", — говорится в тексте проекта указа.
Авторы документа полагают, что новый показатель "будет стимулировать деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению прав граждан на общедоступное и качественное бесплатное общее образование". Планируется, что он будет применяться в системе оценки эффективности при подведении ее итогов за 2014 год.
Рейтинг эффективности органов исполнительной власти был введен в конце 2012 года указом президента. В соответствии с ним губернаторы до 1 апреля года, следующего за отчетным, должны представлять в правительство доклады о результатах деятельности органов исполнительной власти региона и планируемых значениях на 3-летний период. Эффективность считается по 12 показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; численность населения; объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств); оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями; объем налоговых и неналоговых доходов; уровень безработицы в среднем за год; реальные располагаемые денежные доходы населения; удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда; смертность населения; оценка населением деятельности органов исполнительной власти; доля детей, оставшихся без попечения родителей. Также одним из пунктов перечня показателей эффективности была доля выпускников не сдавших единый госэкзамен от общего числа сдающих ЕГЭ.
О том, чтобы убрать этот пункт выступало Минобрнауки и Минрегион. В конце прошлого года этот вопрос был вынесен на обсуждение правительства.
Вячеслав Никонов рассказал, что в ситуации, когда на рейтинг губернаторов влияли результаты ЕГЭ, "появлялись административные ресурсы, заинтересованные в натягивании оценок на уровень выше".
По мнению депутата, решение проблемы нехватки мест в школах является более важным критерием работы муниципалитетов.
— Как мы рассчитываем, количество учеников начальных классов в ближайший год вырастет на 30%, — отметил он. Никонов также добавил, что благодаря измененным критериям, ЕГЭ в этом году будет сдан с меньшим количеством нарушений.
— Также этому будет способствовать сокращение пунктов сдачи экзамена, установка в аудиториях камер видеонаблюдения, многовариантность самих заданий в различных регионах и внутри регионов, — перечислил он.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, напротив, считает, что новый указ никак не повлияет на количество нарушений при проведении ЕГЭ.
— Результаты сдачи ЕГЭ перестанут быть значимы для муниципалитетов, но останутся важны для выпускников и родителей как основной критерий поступления в вузы, — говорит он. — Единый государственный экзамен в принципе невозможно провести без нарушений. Максимально честная сдача ЕГЭ возможна лишь в случае, если тестирование станет добровольным и платным.
В то же время Комков пояснил, что проблема обучения школьников в две или даже три смены является актуальной для всей страны, в особенности для дотационных регионов с относительно высоким уровнем рождаемости.
По словам министра образования Московской области Марины Захаровой, выпускники региона сдали ЕГЭ-2013 на высоком уровне.
— Процент выпускников 2013 года, получивших при сдаче балл ниже минимального по всем 14 предметам, меньше, чем в среднем по Российской Федерации, причем этот показатель по сравнению с 2012 годом снизился, — пояснила она. — В своем ежегодном обращении губернатор Подмосковья отметил, что в области во вторую смену еще учится 68 тыс. детей, и, конечно, ситуацию надо исправить. В прошлом году в регионе было построено 17 современных школ, следующие три года мы будем строить минимум по 20 образовательных учреждений.
Директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов счел новый пункт оценки эффективности депутатской работы гораздо более объективным, чем предыдущий. Он также отметил, что новые критерии необходимо вводить постепенно, поскольку отладка системы образования потребует значительных временных и материальных затрат.
— В то же время перенос контроля с ЕГЭ на качество учебного процесса в целом, скорее всего, вызовет недовольство на местах. В последние годы активно шло укрупнение образовательных центров: в связи с демографическим кризисом 1990-х — а, следовательно, недобором в классы — часть школ закрывали, переводя учеников в соседние учебные заведения. Когда демографическая ситуация стабилизировалась, нагрузка на школы увеличилась, что привело к ухудшению качества образования, — отметил эксперт.