"Вечерний Барнаул": Спаси и сохрани
Помните: "И старушка в цветастом платье у иконы свечу зажгла"? А на иконе – так уж водится на крещеной Руси – наверняка изображение Творца, Божией Матери или святых угодников… Жития их – как правило, перенесенные во имя спасительной православной веры гонения с мученическими кончинами.
Тяжких испытаний не избежали и старинные иконы. Вот и предстает с иного образа ангел с облупившейся краской на когда-то белоснежных крыльях. Бывало, что голубой фон, на котором писался святой лик, от длительного нахождения в непотребном месте становился бурым. Царапины, разводы, стертости, потеки на образах, писанных в XIX-XX веках и сохраняемых в Алтайском крае и Республике Алтай, к скорби верующих, тоже не редкость. Вина – на времени или погодных условиях, на богоборцах или несчастных случаях… Об этом пишет Вечерний Барнаул.
Удручающие раны на намоленных святынях с 2004 года залечивает иконописно-реставрационная мастерская Барнаульской епархии, которой заведует иерей Константин Гросс. В нынешнем году ей исполняется 10 лет. Навстречу юбилею мастерская подготовила отчетную выставку "Свет сквозь века", открывшуюся 6 февраля в художественной галерее "Универсум" АлтГУ.
Среди представленных после реставрации работ есть прибывшая из православного храма села Волчиха икона "Богоматерь Черниговская" (дерево, масло, XIX век). Из частного собрания на выставку поступила икона "Спаситель" (дерево, темпера, XIX век). Восстановленная икона "Богоматерь Печерская" (дерево, масло, XIX век) передана для экспозиции Музеем истории православия на Алтае.
Для лучшего понимания сути и задач реставрационной деятельности выставлены иконы, требующие восстановления. Среди них старинный образ "Три святителя" (дерево, масло), привезенный из церкви села Буланиха.
– За десять лет в нашей мастерской, объединившей нескольких выпускников Российской академии художеств, а также иконописных отделений Московской духовной академии и Тобольской духовной семинарии, создано значительное количество работ – от монументальных до миниатюр. Иконы выполнены натуральными пигментами, в том числе охрами желтой и красной, лазуритом, при строгом соблюдении приемов натуральной темперной живописи, – рассказал на открытии выставки отец Константин Гросс.
Среди работ, написанных в епархиальной мастерской, иконы "Святитель Николай", "Богородица", "Иоанн Предтеча", "Святитель Макарий". Не о них ли один из зрителей заметил: "Не мы смотрим на эти лики, они в нас вглядываются"… Наверное, так и должно быть: православные молятся не иконе, а Богу или святому, на ней изображенному.
– При этом хорошо бы помнить: мы исповедуем православие, а потому уважаем все другие религии, – отметила куратор галереи профессор АлтГУ Тамара Степанская. – Религиозная культура, целям которой посвящена экспозиция, – одна из основ объединения людей в мире и дружбе.
Алтайский государственный университет в числе организаторов выставки. Недавняя выпускница факультета искусств Галина Булгаева, художник-реставратор, представила для экспозиции выполненные ею графические проекты иконостасов, послуживших украшениями Знаменской церкви и церкви Петра и Павла.
– Наша мастерская ведет каталогизацию храмовых собраний Алтайского края и Республики Алтай. В итоге создан электронный каталог предметов, представляющих историческую и культурную ценность, – поясняет отец Константин Гросс. – В этом залог сохранения памятников церковного искусства и дальнейшего благоукрашательства Русской православной церкви.
Выставку можно посмотреть до 26 февраля по адресу: ул. Димитрова, 66.