Волонтеры помогут школьникам справиться со стрессом

Столичные власти хотят привлечь волонтеров для работы с учениками московских школ, их преподавателями и родителями. Как рассказал "Известиям" заместитель руководителя столичного департамента культуры Владимир Филиппов, специалисты могут подготовить специальную программу для обучения добровольцев для работы в общеобразовательных учреждениях. Ранее на заседании в Мосгордуме также поднимался вопрос об усилении безопасности общеобразовательных учреждений после трагедии в московской школе №263, где один из учеников взял в заложники класс и убил учителя и полицейского. Одним из предложений стало использование опыта Великобритании, где волонтеры, работающие со школьниками, уделяют основное внимание психологическому климату в семье и школе.

— Если есть потребность в подготовленных волонтерах для работы в общеобразовательных учреждениях, мы готовы найти и обучить добровольцев, — сказал Филиппов. — Также мы можем создать специальную программу подготовки. У нас уже есть опыт в реализации подобных проектов: так, например, совместно с департаментом социальной защиты населения мы подготовили волонтеров, которые ухаживают за одинокими ветеранами. Была разработана обучающая программа, в рамках которой ребята изучали специальный блок геронтологии (науки, изучающей биологические, социальные и психологические аспекты старения человека. — "Известия") и возрастной психологии.

По словам Филиппова, некоторые волонтеры-студенты, изучающие такие предметы, как социальная педагогика и психология, уже имеют опыт работы в общеобразовательных учреждениях совместно с психологами — они работают с учениками в рамках прохождения практики.

Зампредседателя комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров отметил, что после несчастного случая, произошедшего в школе № 263, родители стали активнее обращаться к депутатам с предложениями об усилении безопасности в школах.

— Волонтеры, которые будут работать со школьниками, их родителями и учителями, должны иметь профильное образование. Они смогут оказать огромную помощь школьным психологам при разрешении конфликтных ситуаций, которые возникают в учебных учреждениях, — сказал Гончаров. — Из-за введения ЕГЭ многие школьники не способны самостоятельно справиться с тем давлением на психику, которое на них оказывается в рамках подготовки к экзамену. Волонтеры должны будут находить контакт с каждым проблемным учеником, добиваться компромиссов между родителями, преподавателями и учащимися, чтобы не доводить конфликтные ситуации до такой трагедии, которая произошла в начале февраля.

По мнению социального психолога Натальи Варской, в обучающую программу для волонтеров должны быть обязательно включены такие курсы, как детская и семейная психология, конфликтология и техника проведения тестирования.

— В самом начале работы всех учащихся необходимо протестировать, потому что анкетирование позволяет определить внутренний микроклимат человека, составить общую картинку целой группы и даже выявить скрытых лидеров, которые провоцируют других. Рисуночные тесты в отличие от привычных вопросов с вариантами ответов воспринимаются большинством как игра, следовательно, люди чувствуют себя более раскованными, — говорит Варская. — На подрастающее поколение огромное влияние оказывают сложившиеся в обществе стереотипы об успешном человеке, у которого должно быть высшее образование, высокооплачиваемая работа и автомобиль. Волонтеры должны особое внимание обращать на детей, которые замкнуты в себе и не идут на контакт с окружающими, а также на их родителей, потому что постоянное давление и придирки со стороны взрослых способны спровоцировать ребенка на необдуманные поступки.

Директор института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов полагает, что случаи проявления агрессии со стороны детей предсказать очень сложно.

— Подобные всплески агрессии могут быть вызваны абсолютно различными факторами, начиная от плохих отметок и заканчивая ссорой с друзьями. Волонтерам стоит уделить большее внимание личностным качествам ребенка, выявить его творческие способности и помочь ему самореализоваться. Для того чтобы подростки чувствовали себя самодостаточными личностями, добровольцы должны при необходимости подсказывать их родителям, в какой кружок стоит записать школьника, — считает эксперт. — Однако, на мой взгляд, подростками должны заниматься профессиональные медики, которые смогут выявлять потенциальные группы риска и снижать вероятность проявлений агрессии по отношению к окружающим.

Как ранее писали "Известия", после трагических событий в школе № 263 депутаты Мосгордумы также заявили о необходимости обеспечить охранников, работающих в школах и детских садах, средствами самозащиты — шокерами, электрошоковыми и обычными дубинками. Для этого депутаты планируют подготовить поправки в федеральное законодательство.


Читайте полную версию на сайте