МВД и ФСБ закрыли контрафактный завод оборудования для оборонки
Главное управление МВД по ЦФО передало в суд материалы дела по подделке оборудования, использующегося в военной технике. По мнению следователей, нелегальный завод с 70 станками нанес карачевскому заводу "Электродеталь" ущерб в 138 млн рублей. У фальсификаторов был обнаружен подлинный штамп военной приемки. Об этом сообщает Известия.
В конце 2012 года совместными действиями МВД и ФСБ была пресечена деятельность предприятия, расположенного поблизости завода "Электродеталь" (город Карачев Брянской области). По словам следователей, глава фирмы Виктор Ольшевский признался, что в 2009 году на 70 станках организовал производство копий электросоединителей, выпускаемых заводом "Электродеталь".
— Наш завод выпускает электрические разъемы, которые идут на все виды вооружений Российской армии — от подводных лодок, самолетов, ракет, торпед до спутников и радиолокационной техники. Мы поставляем их на 1,2 тыс. заводов военно-промышленного комплекса (ВПК), — рассказал "Известиям" генеральный директор завода Виталий Явельский. — По соседству с нашим предприятием находился завод, который выпускал такую же продукцию контрафактно, без службы технического контроля, без военной приемки. Подделав документы, штампы, они продавали эту продукцию на предприятия ВПК.
Согласно материалам дела, свою продукцию Ольшевский сбывал через трех посредников — ООО "Гранд", ООО "Техстрой", ООО "Проспект". Наладить деловые контакты ему помогал бывший маркетолог завода "Электродеталь" Павел Ходосов, отец которого ранее занимал пост директора предприятия. Продукция позиционировалась как детали оригинального производителя, а Ольшевский представлялся сотрудником "Электродетали".
Генеральный директор "Электродетали" сообщил "Известиям", что в течение нескольких лет завод получал рекламации, в том числе от оборонных предприятий, и оказывалось, что вызвавшие недовольство детали были подделками.
Как пояснили в Главном управлении МВД России по Центральному федеральному округу, куда были переданы материалы дела, партнеры обвиняемого сообщили, что о контрафакте им не было известно, претензий к качеству продукции они также не высказали.
Наряду с прочими уликами МВД изъяло штамп военной приемки — так называемый ромб. Однако продукции, на которой он был бы проставлен, не обнаружили. Поэтому Ольшевскому и его сестре Нине Исаковой предъявили обвинение лишь по ст. 180, ч. 3 Уголовного кодекса — "Незаконное использование чужого товарного знака". Им грозит до шести лет лишения свободы и выплата штрафа в размере до 500 тыс. рублей.
— "Ромб" можно наносить в последний момент перед отправкой продукции. Но следствие посчитало, что у нас недостаточно оснований "подтягивать" эту тему, — посетовал Виталий Явельский. — Если бы не серьезное давление со стороны службы безопасности концерна "Радиоэлектронные технологии" ("Электродеталь" входит в концерн. — "Известия") на ФСБ, дела вообще бы не было. Предприятие работало на протяжении 7–8 лет, не в подвале. Его руководителю, который выпускал продукцию и практически не платил никаких налогов, вручали медали за трудовую доблесть.
По материалам следствия, поддельную продукцию покупали восемь предприятий. Некоторые из контрагентов обвиняемого так или иначе связаны с военно-промышленным комплексом — так, НТЦ "Механотроника" производит релейную защиту энергетических объектов ВПК, НПП "Алмаз" выпускает электронику для гражданской, военной и космической отрасли, ООО "Топаз-сервис" — измерительную аппаратуру для нужд ВПК.
Ольшевский заявил "Известиям", что его предприятие просто захотели вытеснить с рынка: завод "Электродеталь" является монополистом в своей сфере.
— Мне претензий на качество продукции не поступало. А на "Электродеталь" постоянно идут рекламации, буквально в прошлом ноябре пришли жалобы из-за крупной партии. Директор хотел это перекинуть на меня, но у меня уже всё год как опечатано, — сообщил обвиняемый.
По словам Ольшевского, о подделке деталей для военной техники речи быть не может и штампа со специальным знаком у него не было.
— В военку я никогда не лез, знаю, чем это пахнет, меня бы уже давно посадили, — рассказывает он.
Тем не менее представитель ГУ МВД по Центральному федеральному округу подтвердил "Известиям", что в ходе следствия такой штамп был изъят на квартире у родственника Ольшевского.
По словам гендиректора "Электродетали", проблема куда шире, чем одно уголовное дело. В последние 20 лет многие предприятии ВПК выведены из строя, и их место попытались занять организации, выпускающие контрафактную продукцию двойного назначения. Силовые структуры уделяют недостаточно внимания подделкам такой продукции, убежден Явельский.
Зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев подчеркнул, что возрождаемый институт военной приемки нуждается в совершенствовании.
— Заслон из нескольких десятков тысяч военных представителей сделает неприемлемыми риски при производстве контрафактной продукции. Существующих норм законодательства здесь вполне достаточны. Важна правоприменительная практика. Главное — не жесткость наказания, а его неотвратимость, — сказал Владимир Гутенев.
В Брянском областном суде "Известиям" сообщили, что первое заседание по делу о контрафактных соединителях должно состоятся 13 февраля.
По словам представителей "Электродетали", за год без конкуренции со стороны Ольшевского (он сбывал соединители на 5–20% дешевле) предприятие увеличило объем сбыта по двум наименованиям соединителей более чем в 30 раз.