"Убить других, чтобы умереть самому?": эксперты рассуждают о мотивах школьника-стрелка
"Группа психологов из девяти специалистов работает непосредственно на месте трагедии, а также по индивидуальным запросам. Экстренная психологическая помощь оказана в 28 случаях обращений", — говорится в сообщении на сайте МЧС.
Специалисты продолжают оказывать всю необходимую психологическую помощь и поддержку ученикам, их родителям, преподавателям, а также семьям пострадавших. 4 февраля занятия в школе отменены, возможно, они возобновятся завтра.
Как рассказали врачи Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, к ним обратились, в частности, двое из тех, кто имел непосредственное отношение к вчерашней трагедии: одна из учениц этой школы и мать одного из школьников. Остальные звонки поступили от людей, которые в основном хотели выразить свою позицию по системе безопасности в школе, а также по поводу психического состояния стрелка.
Человек с ружьем: из виртуального мира — в реальную школу
После этой трагедии некоторые политики вновь заговорили о необходимости ограничения продажи компьютерных игр с элементами насилия. Так, например, справедливоросс Олег Михеев сообщил, что уже внесен в Госдуму соответствующий законопроект.
Он считает, что такие игры учат стрелять и целиться во врагов, не промахиваясь, и уверен, что такого рода игры в немалой степени калечат психику детей. Михеев рассчитывает, что его законодательная инициатива получит поддержку у коллег-депутатов с учетом чрезвычайного происшествия в московской школе.
Также сегодня заявление о том, что игры, которые связанны со стрельбой и убийствами, должны продаваться лицам от 18 лет при предъявлении паспорта, заявили в "Интернет Партии Российской Федерации" (ИПРФ). В соответствующем обращении, которое 4 февраля поступило в СМИ, говорится, что они уже подали заявку на сайт Российской общественной инициативы и обратились к депутатам Госдумы с просьбой незамедлительно приступить к разработке такого законопроекта.
"Данного рода игры представляют не меньшую опасность, чем алкоголь и сигареты, в связи с тем, что молодые люди сутками проводят за компьютером, теряют ощущение реальности и становятся агрессивными. Следствием чего мы наблюдаем бесчисленное количество насилия и драк в учебных заведениях. Подтверждением этого являются тысячи любительских роликов на YouTube. А вчера, 3 февраля, это насилие перешло на принципиально новый уровень – убийство невинных людей. Если сейчас не остановить данную тенденцию, то Россия увидит абсолютно схожую ситуацию с Соединенными Штатами Америки, где ежемесячно происходят такого рода трагедии", — говорится в обращении "Интернет Партии Российской Федерации".
"Если данный законопроект не будет разработан и принят в ближайшее время, то начнется информационная чума XXI века. Никакая система охраны школ не предотвратит подобных трагедий. На примере США, которые используют новейшие технологии для охраны учебных заведений, мы видим, что количество таких преступлений не уменьшается. К сожалению, в данном случае могут помочь только запретительные меры", — заявил председатель ИПРФ Кирилл Федоров.
Психологи, тем временем, продолжают обсуждать причины, которые могли толкнуть подростка на такой чудовищный поступок. Известный психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов считает, что подросток, устроивший стрельбу в московской школе, испытывал серьезные психологические проблемы. К ним, по мнению специалиста, могли привести одиночество и равнодушие со стороны окружающих.
Накопительный аффект
"Я могу твердо сказать, что у него есть психическая патология, а какая именно, должна определить сложная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Но патология у него есть, судя по всему его поведению, с детства и до последних дней", — отметил в интервью "Интерфаксу" Михаил Виноградов.
По его мнению, школьник попал в тупиковую для него ситуацию из-за равнодушия окружающих к его проблемам.
"Мальчик одинокий, замкнутый, с девушкой отношений не сложилось, от друзей сторонится, держится особняком. Родные нажимают на него с одной стороны (отец даже его записывал в секцию самбо, чтобы он стал посмелее в жизни), а школа на него просто не обращает внимания. Ситуация для психически нездорового мальчика — тупиковая", — считает психиатр-криминалист.
При этом Виноградов отметил, что в момент совершения преступления ребенок был в состоянии накопительного аффекта. "Есть физиологический аффект, когда человек вспыхнул гневом (например, увидел, что обижают девушку) и заступился. Есть патологический аффект — когда кажется, что все — против него. А есть так называемый накопительный аффект — когда копится, копится, копится по частям и выплескивается в виде желания убивать", — пояснил Виноградов.
Обида через край
По его словам, подобные случаи в России отмечались и раньше, но, как правило, в аналогичных случаях агрессия человека направлена внутрь, что приводит к самоубийствам.
"Сегодня мы вошли в ту фазу, которая готовит нам похожие с Америкой случаи. У нас на самом деле таких случаев было много. Но есть понятие "агрессия, направленная во вне", а есть аутоагрессия. Когда постепенно копится обида, она выливается либо в самоубийство, либо в случаи, похожие на тот, что произошел в понедельник", — сказал Виноградов.
Эксперт также считает, что в случившемся есть и доля вины отца юноши, который не обеспечил безопасного хранения оружия. "Здесь вина отца большая. Боеприпасы и оружие должны быть в разных сейфах и недоступны никому, кроме его самого", — заявил он.
При этом Михаил Виноградов предположил, что трагедии могло бы не случиться, если бы школьнику дали возможность исправить оценку по географии (версия, что юноша-отличник мог решиться на этот чудовищный поступок, высказывалась накануне, но не все психологи с ней согласны и официального подтверждения она не имеет).
Анализируя возможные причины, Михаил Виноградов также напомнил, что в школе есть психологи, которые обязаны следить за психологическим состоянием учеников и помогать им в случае необходимости.
Интерес к загробному миру
С детьми из московской школы № 263 работали специалисты социально-реабилитационного центра "Отрадное". С его директором — психологом Татьяной Барсуковой – поговорили ведущие радио РСН. Она заявила, что открывший стрельбу школьник готовился быть убитым.
При этом психолог ссылается на информацию, полученную от одноклассников юноши. По их словам, разговоры о загробном мире "стрелок" вел уже давно. "Похоже, он готовился к тому, что его должны были убить", – считает Барсукова.
По мнению клинического психолога, кандидата психологических наук Марии Киселёвой, этот юноша "относился к группе риска". "И это напряжение, с которым он, к сожалению, не мог справиться, вылилось в такую чудовищную катастрофу. Я думаю, если бы с ним занимались и отслеживали бы его эмоциональное состояние, знали бы о его проблемах, возможно, трагедию удалось бы предотвратить", — отметила она в эфире радио "Вести ФМ".
"Нам кажется: то, что человек проявляет вовне, и есть его сущность. К сожалению, все самые сложные, трагичные вещи происходят у нас внутри, в нашей фантазии, — поясняет Киселева. — И что творилось там — никому неизвестно".
Loading...