Бензин погнался за долларом

Неконтролируемое повышение цен на топливо может усугубить и без того непростую экономическую ситуацию в стране, - об этом пишет Игорь Петров на КМ.Ру. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с его статьей.

Из-за резкого обвала курса рубля тема роста цен на моторное топливо как-то отошла на второй план. Между тем повышение стоимости бензина способно существенно скорректировать индекс цен и подстегнуть инфляцию.

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ), где и происходят торги оптовыми партиями бензина, опубликовала данные по итогам деятельности за первые две рабочие недели января нынешнего года. Стоимость АИ-92 выросла на 5,8%, цена на АИ-95 – на 4,5%. И, что самое неприятное, цены продолжают увеличиваться.

Мало того, главные российские игроки резко сократили поставки на внутренний рынок. ЛУКОЙЛ с начала года отправил на экспорт 26 300 тонн бензина, хотя прежде практически все свои объемы продавал в России. "Башнефть" экспортировала 28 140 тонн бензина, а свои обязательства по поставкам российским компаниям не выполнила на 28 400 тонн. "Газпром нефть" не выполнил свой план по внутренним поставкам на 10 000 тонн, а 43 300 тонн отправил за границу. Похожая картина и у других производителей бензина. За две недели января сокращение российских поставок моторного топлива составило более 88 000 тонн. Объем товарных запасов на нефтеперерабатывающих заводах и хранилищах сократился с рекомендованных Минэнерго 1,7 миллиона тонн до 1,4 миллиона тонн.

Аналитики объясняют этот перекос падением курса национальной валюты относительно доллара и евро. Экспорт стал более выгодным, и компании не преминули воспользоваться девальвацией для извлечения дополнительной прибыли. А одними директивами и призывами к совести руководителей нефтеперерабатывающих концернов не проймешь. Хотя Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго говорят, что не теряют контроль над ценообразованием и объемами производства бензина. В действительности все выглядит иначе.

Владельцы независимых автозаправок уже жалуются, что не могут купить бензин для своих АЗС. А дефицит, как известно, порождает панические настроения и косвенно способствует дополнительному росту цен. Торговцы готовы приобретать бензин впрок даже с переплатой, что еще больше подстегивает цены. Эксперты полагают, что некоторые продавцы могут и не пережить нынешний бензиновый кризис.

"Экономика независимых сетей АЗС предполагает высокую рентабельность розничных продаж бензина в зимний период, когда спрос слабый и оптовые цены низкие, и низкую рентабельность, а зачастую и убытки летом, – рассказывает генеральный директор некоммерческого партнерства "Совет по товарным рынкам" Александр Гудков. – В июне-августе оптовые цены, по которым заправщики покупают топливо, достигают пиковых значений. Зимой 2013/14 накопить достаточного финансового запаса независимым АЗС, может, не удастся".

"Нас волнует, что товарные запасы топлива снижаются при тенденции к росту экспорта бензина. От кризиса рынок спасает только пониженный спрос на топливо по сравнению с летним периодом, – говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. – Если оптовая цена на бензин продолжит ползти вверх и дальше, то за ней потянется и розничная. Есть опасения, что может повториться ситуация июля прошлого года, когда одномоментно оптовая цена подскочила на 30% в месяц, а следом начался и взлет цен на АЗС, который с трудом сдержали государственные регуляторы".

Представители регуляторов как могут отбиваются от нападок. Начальник управления контроля ТЭК ФАС РФ Дмитрий Махонин утверждает, что розничные цены на бензин в настоящее время стабильны, запасы его весьма значительны, хотя и ниже норматива.

"Мы постоянно отслеживаем ситуацию. Если появятся признаки сокращения производства топлива или существенное снижение его отгрузки на внутренний рынок, то ФАС примет меры антимонопольного реагирования, – уверяет Махонин. – Если независимые покупатели бензина обвиняют крупные компании в договорных сделках, пусть жалуются в Банк России, который занимается расследованиями таких фактов. Панику на рынке нагнетают нефтепродуктовые трейдеры, которые боятся потерять "лишнюю" прибыль. Разорение им не грозит, поскольку, по данным ФАС, сейчас маржа независимых продавцов бензина АИ-92 составляет 6 рублей с литра, АИ-95 – 8 рублей с литра. Это разница между продажей в рознице и покупкой автомобильного топлива в опте".

Производители объясняют сложившуюся ситуацию особенностями отечественного рынка. В первые две недели января спрос на бензин в стране традиционно резко падает, поэтому крупные товарные партии и были отправлены на экспорт. В "Роснефти" утверждают, что полностью удовлетворяют все заявки на поставки бензина.

"В данный момент все складские мощности компании заполнены топливом. На рынке наблюдается профицит нефтепродуктов, что вынуждает направить невостребованные в России ресурсы на экспорт, поскольку дополнительных мощностей для хранения топлива у компании нет. В случае возникновения угрозы дефицита "Роснефть" готова оперативно развернуть экспортные поставки и перенаправить нефтепродукты на внутренний рынок", – заявляет представитель компании.

Примерно то же самое говорит и пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов: "Мы предлагаем на продажу на бирже ровно то количество топлива, сколько участники рынка хотят купить по рыночным ценам. ЛУКОЙЛ действительно отправил на экспорт в первой половине января текущего года около 26 000 тонн бензина в новогодние праздники с Нижегородского НПЗ. Это была разовая поставка, поскольку в эти даты практически не было спроса на автомобильное топливо на внутреннем рынке".

Так это или нет, станет ясно уже в ближайшее время. Российские власти планируют в 2014 году удержать уровень инфляции в рамках 6%. Задача чрезвычайно сложная хотя бы из-за начавшейся девальвации рубля, которая еще неизвестно чем и когда закончится. Если к этому еще добавится и неконтролируемый рост цен на топливо – нас всех действительно ждут веселые времена.   

Читайте полную версию на сайте