Пишите сразу в Кремль: в администрации президента может появиться структура, которая будет собирать жалобы на всех чиновников
Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) на своем заседании 23 января, как предполагается, обсудит поправки в закон об обращениях граждан, которые призваны сделать российских чиновников более доступными для народа. Заняться этой проблемой правозащитников попросил лично президент Владимир Путин. На сентябрьской встрече прошлого года с членами Совета, как напоминает "РБК daily", он посетовал, что в работе чиновников с письмами граждан "очень много формализма" и поручил до 1 февраля разработать свои предложения по совершенствованию этой системы.
Что именно хотят изменить и подкорректировать в законодательстве правозащитники, как предлагают они строить дистанционное общение представителей власти с населением, "СП" рассказал сопредседатель президиума СПЧ Евгений Бобров:
- Еще тогда, на встрече, президента заинтересовало предложение об организации при его администрации структуры, которая бы осуществляла, так сказать, "контроль за ведомственным контролем". Это может быть отдельное управление или какое-то специальное подразделение, которое имело бы возможность заниматься жалобами на чиновников любых ведомств и подразделений исполнительной власти во всех субъектах федерации. Соответственно, на кого больше всего жалуются – там проводятся проверки. За несвоевременное и некачественное рассмотрение обращений, волокиту и формализм привлекать к ответственности. Действующего законодательства достаточно – по Административному кодексу за это предусмотрен штраф от полутора до трех тысяч рублей. Если нарушений будет много, то действующего законодательства также достаточно – вплоть до возбуждения уголовного дела за халатность.
"СП": - А какая необходимость в новой структуре, если в президентской администрации уже есть целое управление по работе с обращениями граждан?
- Можно, конечно, и в этом управлении создать подразделение, наделить специальными полномочиями. Но сейчас толком даже не ясно, кто может привлекать к ответственности нерадивых чиновников за несвоевременные ответы и формальные "отписки". Кто должен это выяснять? Полиция? Суды? Эти нормы просто не работают.
"СП": - Не будет ли это слишком мелкой сферой деятельности для Кремля?
- У нас сотни, а то и тысячи человек в администрации, в других органах рассматривают жалобы граждан. Конечно, если бы все эти вопросы решались оперативно, нормальными чиновниками на местах, то и потребность в содержании такого аппарата отпала бы.
"СП": - То есть, нынешний регламент по срокам вы предлагаете изменить?
- Да, есть предложение внести соответствующие поправки в федеральный закон "Об обращениях граждан РФ". Но для начала следует подкорректировать название самого нормативного акта, которое сформулировано неправильно. Что, обращения иностранцев в другом что ли порядке рассматривать? Мы предложим – "обращение граждан в РФ". А, возможно, и "граждан" уберем. Просто - "О рассмотрении обращений" будет называться. Что касается сроков. Сейчас это 30 дней. Раньше действовал указ Президиума Верховного Совета от 1968: там срок был тоже тридцать дней, но в некоторых случаях (по жалобам военнослужащих, например) его сокращали до пятнадцати дней. А когда не надо было истребовать документы или проводить проверки, информацию могли предоставить немедленно или не позднее семи дней. Вот это надо вернуть, как мы считаем. Еще одно предложение касается стоимости информационной услуги. Напомню, что в законе об информации и информационных технологиях записано, что она предоставляется бесплатно только в случаях, установленных в законе. Должно быть наоборот: что она платно предоставляется в случаях, специально оговоренных в законе, а во всех остальных бесплатно. Сейчас ту же выписку (финансово-лицевой счет) из домовой книги в ЖЭКе где-то, например, выдают за деньги – каждая справка 40 рублей. В Москве бесплатно – потому что централизовано. Если говорить о скорости реагирования на просьбы людей, то по нынешнему закону можно и через месяц такую справочку получить, а не немедленно. Но и очень важно, конечно, чтобы граждане имели представление, что делается с их обращениями.
"СП": - Поясните…
В Конституции записано, что все нормативные акты, затрагивающие права человека, должны публиковаться в открытом доступе. Но в законах это требование четко не прописано. Этот пробел надо ликвидировать, причем публиковаться должны не только затрагивающие конкретно права человека документы, но и документы, носящие межведомственный характер, устанавливающие статус органов власти, их полномочия. Та же прокуратура должна не просто сообщать гражданам, что их запрос рассматривается, а документально подтверждать, какие меры были и будут приняты.
К примеру, котлован копают на месте песочницы во дворе, жители против. Нельзя копать – нормы нарушены. Федеральная служба по строительству вносит представление, чтобы не рыли, пока вопрос решается (в судебном порядке или в каком-то другом). Вот мы выступаем за то, чтобы все эти акты прокурорского и иного ведомственного реагирования немедленно направлялись не только в орган власти или организацию, куда они вносятся, но и гражданам. Чтобы мы получали не сопроводительное письмо непонятного содержания - что бумагу какую-то прокуратура направила, а чтобы полностью копия акта была. Человек должен знать, с какими доводами в его жалобе согласилась прокуратура, а с какими нет. Чтобы уже дальнейшие действия планировать. И второе: если представление остается без удовлетворения (чиновник считает, что он прав), то прокуратура должна следующую меру реагирования принять - обратиться в суд. При этом мы считаем, она должна повторно все свои процессуальные документы также гражданину высылать, с копией иска. Вот так должно быть.
Заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин в целом положительно оценивает усилия президентского Совета в стремлении сделать власть более открытой и доступной:
- Владимир Владимирович еще довольно мягко высказался по поводу чиновников, в сравнении с тем, как дело обстоит на самом деле. Речь идет даже не о том, что они занимаются волокитой и формализмом, а о том, что они просто оторвались от реальности. Формируется образ российского чиновника, который аккумулирует все номенклатурные недостатки, присущие и советскому времени, и нынешней российской действительности. Поэтому нынешние инициативы СПЧ можно только приветствовать. Что касается конкретных предложений, то понятно - сейчас это только проект. Но спорной мне представляется необходимость создания в президентской администрации какого-то нового управления. На фоне того, что уже существует довольно-таки большое количество структур, занимающихся обращениями граждан, логичнее было бы перераспределить функции "контроля над контролем" (сама по себе формулировка странная), между ними. Будь это администрация президента или общественная приемная, например. Нет смысла создавать новую структуру. Уместно хотя бы вспомнить пословицу, что "у семи нянек дитя без глазу".. Если плодить структуры, которые занимаются контролем, контролем над контролем и т.д., то можно получить в итоге такую ситуацию, когда будет непонятно, кто все-таки осуществляет этот самый контроль.