Православные празднуют Рождество Христово: история, традиции и празднование в Барнауле
Рождество Христово — великий христианский праздник, который отмечают в память о рождении младенца Иисуса в Вифлееме. В Православной Церкви он входит в число двунадесятых праздников (двенадцать важнейших после Пасхи дней, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы), - напоминают "Вести.ру".
Рождество начали праздновать в первые века христианства. Однако до IV века его отмечали 6 января вместе с Крещением и называли Богоявлением. Кстати, Армянская Церковь по сей день сохранила эту традицию. Об особом почитании праздника свидетельствуют сохранившиеся исторические документы от Отцов Церкви — Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Последний ввел этот праздник в Антиохии уже в 386 или 387 году. А в кодексе Феодосия (438 год) и Юстиниана (535 год) есть закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова.
Дата праздника никак не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа. Больше того, есть вероятность, что произошло оно не в зимнее время. Так в одном из самых ранних дошедших до нас текстов на эту тему, принадлежащем Клименту Александрийскому, датой рождения Младенца называется 20 мая.
По общепринятой версии выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником, называемом "Рождение солнца непобедимого", так как после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день. С принятием в Риме христианства он приобрел новое содержание: рождение Христа стало пониматься как Рождение солнца правды. Отметим, русская православная церковь придерживается в литургической жизни
юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по
григорианскому (современному российскому календарю).
Впрочем, когда младенец появился на свет, никто о подобном не задумывался. Иисус Христос родился во время правления императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Однажды Август решил провести всенародную перепись по всей империи, к которой относилась тогда и Палестина. А так как у евреев был обычай вести перепись по коленам, племенам и родам, происходившим из определенных городов, Марии и ее муж Иосифу, принадлежащим роду Давида надлежало было идти в Вифлеем (город Давида). Только там они могли внести свои имена в список подданных кесаря.
Однако, добрались они слишком поздно, и в городских гостиницах не осталось ни одного свободного места. Именно поэтому тот, кого позже назовут Спаситель мира, родился в известняковой пещере, служившей хлевом, среди домашних животных, загнанных ночевать в свои стойла. Чуть позже подоспели пастухи, и то потому, что им явился Ангел, сообщивший радостную новость и велевший пойти поклониться "яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь". Кроме них, как написано в Евангелии, о рождении младенца узнали волхвы (мудрецы, звездочеты, предсказатели или маги, пользовавшиеся большим влиянием в древности, чьи мудрость и сила заключалась в знаниях различных тайн), которым путь к хлеву указала Звезда. Войдя в пещеру, где лежал Младенец, волхвы "падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2, 11). Те самые волхвы, дары которых сегодня привезены в Москву, в храм Христа Спасителя.
Информации в Евангелии о Рождестве Христовом немного. Остальное добавляют апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом отношении апокрифы (произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейские книги по каким-либо причинам). Они оказали сильное воздействие на старинную литературу и на иконопись. В апокрифах рассказывается о вертепе, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев. Древние апокрифические сказания нашли отражение в истории древнехристианской литературы и искусства. Именно оттуда была заимствована небольшая, но очаровательная деталь о присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. А потому во время раскопок в древнехристианских саркофагах были обнаружены изображения осла и быка, наблюдавших за новорожденным Христом.
Да и в книге "Жития святых" Димитрия Ростовского (1651-1709), говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета: будучи в положении Дева Мария ехала на осле, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы заплатить царскую подать и оплатить дорогу и проживание в Вифлееме. Стоя возле ясель, животные своим дыханием согревали Младенца. Этот рассказ из "Житий святых" проник в народное творчество, и в духовных стихах, песнях и легендах обязательно упоминается.
В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон "Христос рождается…" — один из самых красивых канонов в православном богослужении, - отмечает "АиФ". Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.
Всенощное бдение — богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени, которые получили эти названия по времени совершения. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяют в так называемое "всенощное бдение", то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая молитва бывает всего дважды в год — на Рождество и Пасху. Перед Рождеством во всенощном бдении служат не вечерню, а Великое повечерие (его совершают после отслуженной в сочельник вечерни, отсюда и название).
Народные традиции празднования в РоссииНародные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли "благопожелательные" приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.
Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым. Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — всё хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.
Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы
быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали
сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию
проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол
разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.
Отголоски языческих верований проявлялись и в том, что на Святки было принято гадать. В некоторых деревнях на Святки жгли солому — по поверью, умершие предки в эти мгновения приходили погреться у огня. Церковь, не одобряя колдовские суеверия и языческие обряды, ассимилировала "невредные" обычаи, и они органично вошли в народную жизнь.
К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — "чтобы волки не вредили крестьянской скотине".
Традиционными на рождественском столе были разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подавались и запечённые птицы и рыбы, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняли и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовили запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовили разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.
История праздника в России
Праздник Рождества Христова стал торжеством после крещения Руси князем Владимиром в конце X века. Рождество заняло второе по значимости после Пасхи место в ряду государственных праздников Российского государства. А после победы над Наполеоном праздник Рождества Христова в Русской церкви связан с "воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году".
К концу XIX века праздник Рождества стал не только религиозным, но и светским торжеством. В Российской Империи закон запрещал "в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни". К началу XX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная Рождественская ёлка, подарки под которую приносил Дед Мороз, российский аналог западного Санта-Клауса.
В советский период Рождество, как и другие религиозные праздники, искоренялось государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества стали атрибутами светского празднования Нового года. "Рождественская" ёлка в современной России стала "новогодней", подарки от Деда Мороза также стали частью новогодних традиций. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался главным традиционным праздником.
В современной России Рождество стало официальным праздником в 1991 году, когда 7 января стало нерабочим днём. В субъектах РФ, население которых исповедует другие религии, вместо 7 января может устанавливаться другой праздничный день — в этом случае 7 января для этих субъектов РФ является рабочим днём.
Празднование Рождества в Барнауле:
Праздничные мероприятия проходят сегодня и в Барнауле. Публикуем график богослужений, которые пройдут сегодня, 7 января в столице Алтайского края:
7 января в 0:00 – Божественная литургия в Свято-Димитриевском кафедральном соборе, которую возглавит Преосвященный Сергий, епископ Барнаульский и Алтайский (напомним, трансляцию будет вести телеканал "Катунь 24"); - 7 января в 9 часов – Божественная литургия в Свято-Димитриевском кафедральном соборе;
- 7 января в 11 часов – концерт учащихся воскресной школы Свято-Димитриевском кафедральном собора;
- 7 января 14.00 в Барнаульской духовной семинарии состоится праздничный концерт Барнаульской духовной семинарии с участием владыки Сергия (учащиеся и преподаватели БДС поздравят владыку);
- 7 января в 16 часов в Покровском кафедральном соборе г. Барнаула состоится Рождественская вечерня, возглавляемая Преосвященным Сергием (сотрудники епархии и духовенство поздравят владыку);
- 8 января в 16 часов в концертном зале Алтайской государственной академии культуры и искусств состоится Рождественский концерт, в котором принимают участие детские воскресные школы храмов г.Барнаула и г.Новоалтайска, церковные хоры Барнаула, и хор Барнаульской духовной семинарии. Вход свободный. Адрес АлтГАКИ: пр-т Ленина, 66.