Люди уходят – легенды остаются: кого потеряли в 2013 году жители Алтайского края

Заканчивающийся 2013 год в какой-то мере поддержал печальную славу "нехорошего" числа тринадцать: в этом году окончился жизненный путь наших самых славных земляков – Валерия Золотухина, Александра Родионова, Алексея Скурлатова и всего несколько дней назад – Михаила Калашникова. Об этом пишет Алтайская правда.

Валерий Сергеевич Золотухин умер весной, 30 марта. Болел он давно, но вида не показывал – даже отрепетировал одну из главных ролей в спектакле "С любимыми не расставайтесь" по пьесе Володина и в ноябре сыграл премьеру в Молодежном театре Алтая (МТА). После этого попал в больницу. В театре на вопросы отвечали, что обследование плановое. Однако в январе 2013 года, когда МТА представил "С любимыми не расставайтесь" на Володинском фестивале в Санкт-Петербурге, Золотухин играть уже не мог. Директор театра Татьяна Козицына позвонила ему в больницу, и он сказал, что будет за всех молиться. Вот так: умирая, он все равно думал о других.

Сделанное Золотухиным для Алтая огромно. Вряд ли кто еще в России стремился так много отдать вырастившей его земле. Именно его художественное руководство вывело Молодежный театр на качественно новый уровень. Золотухин был также худруком актерского курса в АлтГАКИ, и худруком не номинальным, а настоящим, серьезно спрашивавшим и серьезно вкладывавшимся в воспитание молодых артистов. Покровительство Золотухина позволяло решать многие проблемы театра. Много помогал Золотухин и родному селу – в Быстром Истоке, возле построенной на собранные им деньги церкви, его и похоронили.

В память о нем Молодежный театр теперь носит имя Золотухина. Создан музей Валерия Сергеевича, для которого его вдова Тамара передала множество личных вещей. На афишах Валерий Сергеевич так и значится – художественный руководитель…

Летом, 16 августа, умер Александр Михайлович Родионов, замечательный российский писатель, краевед, знаток истории камнерезного и горного дела Алтая. По первой своей специальности геолог, он только в 1983 году, в 38 лет, ушел из геологии в литературу. То, что сделано Александром Родионовым на этом поприще, бесценно. Он написал несколько книг – "Красная книга ремесел", "Колывань камнерезная", "Князь-Раб", "Азъ грешный" и другие. Один из авторов "Летописи Барнаула". Участвовал в составлении сборника "Барнаул", вышедшего в серии "Тобольск и вся Сибирь". В 1991 году он создал Демидовский фонд и возродил вручение Демидовской премии для писателей, историков, мастеров. По его инициативе была создана Галерея горных деятелей.

19 октября в Барнауле состоялись первые Родионовские чтения, на которых друзья и близкие писателя рассказали о том, каким они его помнят. Не так давно вышел сборник статей – стенограмма чтений, интервью Родионова разных лет, другие тексты. Один из проектов по увековечиванию памяти замечательного писателя – создание в его квартире музея. Но будет ли такой музей – пока неизвестно…

3 ноября умер легендарный человек - Алексей Иванович Скурлатов, ветеран Великой Отечественной, прототип знаменитого памятника советскому солдату-освободителю "Алеша" в болгарском городе Пловдиве. Его биографии хватило бы на нескольких человек: он участвовал в битве за Ржев, так что "Я убит подо Ржевом", одно из самых щемящих стихотворений, могло быть и о нем. Как и песня "У деревни Крюково погибает взвод" – за одну из бесчисленных в России деревенек с таким названием Скурлатову тоже довелось сражаться. Дважды на Скурлатова приходили похоронки. Но он оказывался живым.

В Болгарии радовались русским, жизнь была почти мирная. Хоть и после тяжелых ранений, Скурлатов оставался богатырем – во время застолий, которые болгары часто устраивали русским "братушкам", он сажал себе на плечи двоих болгар и с ними плясал. Эта картина особенно ярко запомнилась будущему скульптору Методи Витанову, с которым Скурлатов сдружился. После войны, когда в Пловдиве возвели памятник советскому воину-освободителю, Витанов написал на постаменте "Алеша". И имя это прикипело. Правда, сам Алеша узнал о том, что он памятник, много лет спустя – в 1980 году. К славе своей Алеша относился с юмором, но вместе с тем ответственно – пока были силы, соглашался приехать на все патриотические мероприятия: "Надо – значит надо". Если просил, то за других. Несколько лет назад в ответ на вопрос губернатора Александра Карлина, какие просьбы будут у ветерана, сказал, что школа в селе совсем старая, и в Налобихе отстроили новую школу, не хуже городских.

В декабре 2012 года Скурлатову вручили орден Красной Звезды, к которому его представили еще в 1944 году. Орден отыскала с помощью сайта "Подвиг народа" журналистка Тамара Дмитриенко. Скурлатов, которому тогда было уже больше 90 лет, говорить речей не стал, но было видно – доволен, приятно.

В июле, когда в Косихе проводили юбилейные мероприятия в честь 70-летия Курской битвы, дом Скурлатовых снова до отказа наполнился гостями. Алексей Иванович был после операции, но сыпал разными прибаутками, которые сам же и сочинял. Держался, как всегда, прямо, слабости не показывал, о болезнях говорил юмористически.

Нынешней осенью к нему приезжали гости из Болгарии - готовят про него книжку (половина будет написана болгарами, половина – нашим журналистом Натальей Тепляковой). Болгар Алеша покорил – в очередной раз, в последний раз…

24 декабря ушел из жизни наш великий земляк ветеран Великой Отечественной, дважды Герой Социалистического Труда оружейник Михаил Тимофеевич Калашников. Не так давно, в ноябре, к 95-летию Калашникова на его родине, в селе Курья, в школе, где он когда-то учился, открылся музей, к которому наверняка не зарастет народная тропа. Калашников передал сюда огромное количество личных вещей, различных реликвий и даже образцы оружия.

На Алтае в последний раз Калашников был в 2007 году. Рассказывают, что по пути в Курью попросил остановить машину, вышел в поле и рвал ковыль. Оказалось, это его любимая трава. В селе, увидев свой бюст, отнесся к нему с юмором. Погостил у родни, выглядел счастливым, довольным. Прощался ли он тогда со своей родиной? Если и так, то это было внутри, внешне же он виду не подавал.

О каждом из ушедших можно сказать: без него народ неполный. Сожалея об их уходе, мы благодарны за то, что они были с нами, среди нас, за их дела, которыми все они прорастут из сегодня в завтра...


Читайте полную версию на сайте