Как в Барнауле лечат лошадьми
Лечение с ее помощью известно ещё с древних времён. Но в России этот метод начали широко применять только с 90-х годов прошлого века, - подробности сообщает "Алтайская правда" и корреспондент Людмила Ермолина.
Ещё лет восемь назад в нашем крае врачи относились к иппотерапии скептически, а теперь неврологи и ортопеды сами выписывают детям с ограниченными возможностями направления на занятия с лошадьми, лечебное воздействие на человеческий организм, достигающееся посредством специальных упражнений в седле. И есть обнадёживающие результаты.
Года три назад на занятия иппотерапией (от греческого hippos – лошадь) стали приво-зить пятилетнего мальчика Вову, который совсем не разговаривал. Постепенно приучили его к лошади и когда увидели, что он её не боится, посадили в седло. Тренер взяла лошадку под уздцы и повела шагом. С другой стороны шёл отец ребёнка. Видимо, эмоции переполняли мальчика и возникла необходимость ими поделиться. Сидя на коне, всегда молчащий Вова вдруг произнёс первое слово. Его отец не сразу понял, что произошло. Только через минуту он остановился и удивлённо посмотрел на иппотерапевта. Оба поняли друг друга без слов: первая победа!
Об этом случае нам рассказала руководитель барнаульского конного клуба "Карина" Лариса Кобяшева. Несколько лет назад в парке они начали катать больных детей на лошадях, в благотворительных целях устраивали для них маленькие экскурсии. Затем перешли к индивидуальным занятиям с теми, кто физически ограничен в своих возможностях – дети с ДЦП, аутизмом, болезнью Дауна и другие, которым требуются долгая реабилитация и социальная адаптация. Лариса подчёркивает:
– В клубе мы занимаемся этим профессионально, пройдя соответствующее обучение. Сама я с красным дипломом окончила ветеринарный факультет аграрного университета, затем Всероссийский НИИ коневодства в Рязани и университет физкультуры и туризма в Москве – кафедра адаптивной физкультуры, специализация – иппотерапия. Главная моя помощница Наталья Олейникова имеет высшее медицинское образование, врач-иппотерапевт.
По словам Ларисы Кобяшевой, самая яркая динамика наблюдается у больных ДЦП с сохранённым интеллектом. Они сознательно стараются преодолеть недуг, а лошадь им в этом помогает. Шаг лошади физиологичен движению человека при ходьбе. Когда ведёшь её под уздцы, шагаешь в ногу с ней не напрягаясь. При верховой езде лошадь переносит на всадника за минуту более ста колебательных импульсов: вертикальных (вверх и вниз), горизонтальных (из стороны в сторону), диагональных (по оси движения) и других более сложных, что оказывает на него массирующее действие. К тому же температура тела лошади чуть выше, чем у человека – 37-38 градусов. Это доброе тепло, лёгкий подогрев, усиливающий у наездника кровообращение, улучшающий питание клеток головного мозга, создающий более комфортные условия для расслабления скованных мышц пациента с диагнозом ДЦП. Среди них есть дети, которые раньше не ходили, а теперь встали на ноги.
При передвижении верхом на лошади всадник вынужден удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения, тем самым включать в работу все мышцы тела, даже те, которые обычно находятся в бездействии. Причем мышцы ног и рук обеспечивают самостоятельные, не зависящие друг от друга движения, заставляя работать оба полушария головного мозга. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений. Этот важнейший эффект иппотерапии не может быть достигнут никакими другими двигательными способами лечения, убеждены специалисты.
– Для занятий с детьми мы используем невысоких лошадей, чтобы на них было удобно сидеть, которых готовим не один год, – продолжает Лариса Кобяшева. – Они должны быть спокойными, не реагировать на крики детей, махи руками и ногами, неконтролируемо происходящие у них во время занятий, и даже на проявление детской агрессии по отношению к животному.
Поэтому иппотерапию маленькие пациенты проходят на лошадях старшего возраста – от 8 до 14 лет. Главная из них – вороная кобыла Карина, в честь которой назван наш клуб. Бывает, на первом занятии ребёнок пугается животного, отказывается к нему приблизиться. Силой усаживать его нельзя, только когда сам захочет оказаться в седле. Наша задача – помочь ему преодолеть страх, показать, как это увлекательно. Две сестрёнки-близняшки с синдромом Дауна целый месяц ходили с мамой в парк и смотрели на лошадей издалека. Потом начали у нас заниматься. Сейчас крепко держатся в седле, когда лошадь переходит с шага на рысь (коновод бежит рядом). Девочки получают столько впечатлений, что дома вечером часто вспоминают эти занятия: "Мама, хотим ещё и-го-го!"
Морковка для любимицы
Первыми в Барнауле стали заниматься иппотерапией на краевом ипподроме в 1998 году. Как рассказывает его управляющая Елена Вебер: "Порода не имеет значения, главное, чтобы была добронравна, терпелива, не пуглива, не делала резких движений. С самого начала детьми с ограниченными возможностями занимаются тренер высшей категории Юлия Попова и ветврач Марина Купляускас, имеющая сертификат инструктора по иппотерпапии. Кстати, мы единственные в крае, кто лошадей для этого предоставляет бесплатно".
– Наши лошади привыкли заниматься с детьми и ждут с ними встречи, узнавая своих всадников по голосу. Обычно занятия заканчиваются сладким угощением: яблоки, морковь, печенье и даже конфеты, хотя мы предупреждаем, что последние нежелательны, – рассказывает Юлия Попова. – Дети с ограниченными возможностями, имеющие достаточный опыт общения с лошадьми, вызываются помогать готовить их к тренировке, расчесывают гриву, с помощью инструктора выводят из конюшни.
Дети, конечно, разные по заболеваниям и по характеру, но общение с таким крупным животным на всех действует благотворно. По словам Юлии, семилетний Дима любит разглаживать шерстку на холке лошади, чтобы хорошо виднелось тавро в виде цифры: сегодня он едет на номере 99, а завтра на четвёртом. Тёма, сидя в седле, начинает исполнять протяжные песни, что-то типа: "Я люблю свою лошадку". Аня замечательно рисует лошадей разной масти, изображая их то на пастбище, то на тренировке, то с украшенными гривами. Её работы уже несколько раз успешно выставлялись на различных конкурсах и выставках.
– Лошади легко идут на контакт с детьми, и нам кажется, что они понимают человеческую речь. Когда что-то объясняем своим подопечным, они кивают в такт головой, – продолжает Юлия Попова. – Занятия помогают ребёнку снять спастику ног и рук, учат держать спину, нарабатывать мышцы. К тому же происходит социальная адаптация. Общаясь между собой, дети не зацикливаются на своих проблемах.
Как утверждают специалисты, необходимость при верховой езде в постоянной сосредоточенности, концентрации внимания, максимально возможной собранности и самоорганизации, планировании и запоминании последовательности действий активизирует психические процессы, не говоря уже о социальном взаимодействии. Лошадь обладает очень сильным биополем и способна заряжать человека позитивной энергией, причем это происходит не только во время верховой езды, но даже при нахождении рядом с лошадью, её поглаживании.
Свои чемпионы
На ипподроме размещается и краевой центр иппотерапии, созданный восемь лет назад. Его руководитель Екатерина Будкеева подходит к делу со всей серьёзностью. Она считает, что для лечения детей и взрослых, имеющих проблемы со здоровьем, иппотерапия является вспомогательной процедурой, как лечебная физкультура, поэтому должна применяться в комплексе с мануальной терапией, посещением невролога и других врачей, у которых они наблюдаются. Сюда привозят даже детей до года. Иногда достаточно прикладывать их к лошади, чтобы получить положительный заряд от её биополя.
– Мы работаем в тесном контакте с врачами, учитываем их рекомендации и состояние здоровья ребёнка. Если родители привезли его без направления, а у нас есть какие-то сомнения, просим показаться врачу, – поясняет Екатерина Будкеева. – Лошадей используем специально подготовленных. У нашего центра есть филиалы в Бийске, Белокурихе, Славгороде, Яровом. По выходным работает группа психоэмоциональной разгрузки для взрослых, где они могут снять стресс после рабочей недели. Сотрудники в центре подготовленные, у меня, например, дипломы высшего педагогического и среднего медицинского образования, прошла специализацию по лечебной верховой езде.
Екатерина Сергеевна говорит, что обычно дети любят лошадок, тянутся к ним, часто говорят о них, приносят своим любимцам морковку, угощают фруктами. Даже если они ещё не умеют произносить слова, счастливый смех свидетельствует: ребёнок получает удовольствие, общаясь с лошадью. И вот уже родители замечают, что их маленький сын, который не мог держать голову или сидеть, начал сам переворачиваться, вставать на четвереньки. Для кого-то это уже достижение.
Помимо терапевтического действия занятия с лошадью позволяют детям с ограниченными возможностями подготовиться к участию в специальных соревнованиях. Екатерина Будкеева уже не раз выезжала в Новосибирск со своими воспитанниками, которые завоёвывали там медали. Лучший результат у Лилии Унру, которая стала чемпионкой Сибири в своём дивизионе по адаптивному конному спорту. Несмотря на инвалидность, у Лилии здоровый позвоночник, она может не только шагом преодолевать рабочую тропу, но и переходить на более быстрый аллюр. А вообще, режим занятий с каждым ребёнком иппотерапевт подбирает вместе с ортопедом, исходя из состояния его здоровья, в том числе и выбирается аллюр, которым тот может пользоваться.
– Десять лет занимаюсь этим делом и, когда вижу результаты своего труда, испытываю большое удовлетворение. А когда ещё тебя благодарят родители и дети, хочется работать ещё больше, – призналась Екатерина Сергеевна в конце нашей беседы.