"Давай с тобой взвесимся на брудершафт": любопытные факты об “Иронии судьбы”

Фильм "Ирония судьбы, или С лёгким па́ром!" является самым популярным и всенародно любимым новогодним фильмом. Каждый год, 31 декабря, фильм обязательно демонстрируется по какому-нибудь российскому телеканалу. Согласитесь, что сложно придумать более новогодний фильм. Поэтому мы решили познакомить вас с некоторыми интересными фактами о том, как снималась эта всеми любимая лирическая комедия…

Телепремьера одной из самых популярных картин Эльдара Рязанова состоялась 31 декабря 1975 года. Аудитория первого показа достигла 100 млн зрителей, а уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам. Кинокартина стала лучшей по опросу журнала "Советский экран" в 1977 году.

Не все об этом помнят, но сначала была пьеса, которую написали Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов. В 60-х годах она пользовалась большой популярностью у провинциальных режиссеров. Минимум декораций и действующих лиц, искрометные диалоги, любовь. А на выходе — аншлаги. В общем, дешево и сердито, как и было задумано авторами комедии "Ирония судьбы".

Взялись они за нее исключительно из желания подзаработать "на стороне", а написали… всего за две недели! Самым сложным было начать. По признанию Эльдара Александровича, "мы с Эмилем садились и каждый день придумывали сюжет". Пока случайно не вспомнили историю о пьяном мужике, которого друзья-шутники посадили на поезд и отправили в славный город Киев.

К слову сказать, организатором шутки был известный композитор Никита Богословский, а происходило все 31 декабря. Веник в портфеле бедолаги тоже имелся. А вот любовь свою в Киеве он не нашел. Ее придумали уже Рязанов с Брагинским. Убедившись в популярности пьесы, они решили ее экранизировать.

Однако возникли непредвиденные сложности, связанные в первую очередь с нежеланием Рязанова сокращать пьесу. Вся прелесть "Иронии судьбы" состоит как раз в том, что история разворачивается прямо на глазах зрителя, во всех подробностях и деталях. А это как минимум 2 серии.

"Но как только я заикнулся об этом, меня просто никто не стал слушать, — вспоминает Рязанов в своей биографии. — Две серии в те годы разрешали, лишь когда постановщик хотел отразить какую-нибудь крупную, глобальную проблему. Делать же двухсерийный фильм о любовных похождениях загулявшего доктора — да кому это надо?".

Однако Рязанова это не остановило. Он сделал ход конем — предложил свой фильм телевидению, им-то две серии не страшны.

Самые большие проблемы возникли, как водится, при подборе актеров на главные роли: Жени Лукашина и Нади Шевелевой. Занявшись кастингом, Рязанов быстро обнаружил, что отечественные актрисы — даже лучшие из лучших — не умеют играть любовь. К тому же их личные качества никак не соответствовали особенностям характера главной героини.

"Одна при поразительной нюансировке чувств была несколько вульгарна, и сюжет сразу получал иной крен, — вспоминает Эльдар Александрович. — Другую предал киноаппарат. Милая, славная в жизни, на экране она получилась значительно хуже. Третья, которой я восхищался в драматических спектаклях, играла великолепно, но оказалась начисто лишенной юмора".

Не будем гадать, кто есть кто, но на роль Нади Шевелевой пробовались Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих и Светлана Немоляева. Что до Барбары Брыльски, то ее Рязанов увидел во второсортном польском фильме "Анатомия любви". И понял, что это Она.

Единственным, но серьезным препятствием для актрисы оказался ее хриплый, прокуренный голос и неискоренимый акцент. А ведь ее героиня — учительница русского языка, да еще и поющая! Менять национальность и профессию Нади Шевелевой Рязанову не хотелось, он решил совместить внешность Барбары с голосами Аллы Пугачевой и Валентины Талызиной. Правда, забыл упомянуть их в титрах, что породило немало обид.

Талызина никогда не скрывала своей нелюбви к "этой польке", а на одной из актерских тусовок открыто заявила о своих правах: "Я за Брыльскую говорила, Пугачева — пела. А она получила государственную премию. За что?" Барбара спорить не стала: "Ты права, но я себе этой премии не давала", однако так и не переубедила актрису.

Интересная подробность: в фильме, почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм "Соломенная шляпка" (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, что определяет время действия "Иронии судьбы": герои встречают новый 1975 год. В частности на экране виден Андрей Миронов, вместе с Людмилой Гурченко они сыграли главные роли в "Соломенной шляпке" и оба пробовались на главные роли в "Иронии судьбы".

Роль Жени Лукашина примеряли на себя Олег Даль (кстати, Барбаре Брыльске на пробах подыгрывал именно он) и Андрей Миронов. Последнего почти утвердили, однако в конце концов решили, что "роль не его". А вот Андрей Мягков, актер театральный, до этого засветившийся только в "Похождениях зубного врача", с первой пробы попал в десяточку.

В его исполнении Женя получился не такой водевильный, как у Миронова, и не такой чудаковатый, как у Даля, а самый обычный, простой, в общем, такой, каким ему и следовало быть. Немаловажным оказался и тот факт, что Мягков органично смотрелся в образе "героя подшофе", не вызывая при этом отвращения. А это — редкое качество.

Поиск актеров на второстепенные роли также занял немало сил и времени. Ахеджакова от предложения сыграть подружку Нади поначалу отказалась, посчитав роль незначительной, однако Рязанов убедил ее тем, что "лучше сняться в маленькой роли у большого режиссера, чем в большой у маленького".

Возникли сложности и с Олегом Басилашвили, который не только был утвержден на роль Ипполита, но даже отыграл в половине сцен. Однако потом у актера случилось несчастье — умер отец. Дальнейшие съемки были невозможны, Басилашвили заменил Юрий Яковлев.

Кстати, на фотографии, которую Надя, отправляясь за билетом для Лукашина, подбирает на улице в сугробе (ее выкинул в окно новоиспеченный жених) — не Яковлев, а Басилашвили. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял.

Это далеко не единственная нестыковка в картине. Если будете пересматривать фильм, обратите внимание на телефон в квартире Нади (он постоянно меняет цвет), а также на самолет, в котором Женя Лукашин летит в Ленинград (в аэропорту это — ИЛ-62, в небе — ТУ-134, а в Ленинграде — ТУ-154). Впрочем, так ли уж это важно?

О работе над фильмом "Ирония судьбы, или С легким паром" художник Александр Борисов вспоминает без особого энтузиазма, поскольку "рассказывать особенно не о чем". Мол, задача была самая простая: построить декорацию, копирующую планировку стандартной советской квартиры, и заполнить ее стандартной советской мебелью. И "согласился я на это лишь потому, что это снимал Рязанов".
Тот, кстати, остался ему очень благодарен, поскольку именно Борисов предложил сделать героев новоселами.

В темноте все кошки серы, как и квартиры в момент заселения. Так что Женя Лукашин действительно мог их перепутать. Это решение не только добавило фильму правдоподобности, но и значительно облегчило задачу постановщикам, которые, банально переставив коробки, превращали московскую квартиру в ленинградскую и наоборот.

Для того чтобы снять дом снаружи, в Ленинград тоже никто специально не летал. Однотипную питерскую новостройку в фильме изображает экспериментальная московская высотка, расположенная по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме 113.

Ныне в цокольном этаже дома 125 находится Театр на юго-западе. В 2003 г. на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта табличка с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова и цены на жилье в доме тут же подскочили. Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать.

На церемонии открытия довольные старожилы охотно вспоминали, как поили чаем продрогшую Барбару Брыльску и как страдали от ветродуя, который гнал в форточки измельченную бумагу и пенопласт. "Снега в том году было мало, — объясняет Александр Борисов. — Поэтому в ход шли вата, которую мы раскрадывали на крышах, и пенопласт с бумагой, изображавшие вьюгу".

Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров "Мосфильма" установили банные скамейки и весы. Здесь-то и случился знаменитый конфликт между Рязановым и актерами, которые напились прямо на съемках.

О том, как все было на самом деле, даже у самих участников этой истории нет единого мнения. Определенно можно сказать лишь одно: вместо воды актеры пили настоящую водку, к третьему дублю это стало заметно, Рязанов пришел в бешенство и выгнал "гуляк" со съемочной площадки. А вот подробности различаются.

Сам режиссер считает, что водку на съемки принес Александр Белявский, у которого в тот день был день рождения. Белявский уточняет, что лично он выпил еще до съемок, дома. А вот Ширвиндт утверждает, что поводом для распития горячительных напитков стал холод на съемочной площадке. Актеры, зная, что им придется играть в одних простынях, "почти не сговариваясь, притащили с собой на съемку каждый по пол-литра".

Бутылки были сложены в портфель Георгия Буркова, который и руководил процессом тайной попойки. Ее последствия, тут мнения сходятся, были ужасными. Рязанов объявил пьянству бой, и на следующий день лично проверял содержимое сумок и карманов артистов. В результате "было изъято три бутылки водки, и пьяную сцену они играли, будучи совершенно трезвыми".

А теперь главный вопрос: в фильме актеры — все-таки пьяные или трезвые? Ширвиндт утверждает, что "в картину вошли кадры, снятые в первую ночь". Рязанов настаивает на том, что "пьяное красноречие было высокой профессиональной игрой".

Есть большое подозрение, что все эти разночтения — результат розыгрыша, которым Рязанов и сотоварищи уже больше двух десятилетий забавляют публику. А может, они и правда толком не помнят, как все было? Лет-то уже сколько прошло!

В эпизодах с праздничным столом в питерской квартире Нади все блюда были самыми настоящими. Реквизиторы купили апельсинов, ветчины, колбасы, шпротов в масле, приготовили ростбиф, неизменный салат "Оливье", свекольный салат с майонезом и знаменитую заливную рыбу. "Какая гадость-эта ваша заливная рыба!" Юрий Яковлев говорил от чистого сердца", — рассказывала Брыльска.

По словам актрисы, рыба оказалась действительно невкусной, поэтому она сама даже не стала ее пробовать. "Если бы я приготовила эту рыбу, то зрители лишились бы одной из самых замечательных фраз. Поэтому что я люблю заливную рыбу и вкусно ее готовлю, похвасталась Барбара, она у меня всегда получается на славу".

"Какая гадость эта ваша заливная рыба" и "О, тепленькая пошла" — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне "Мосфильма" — явление довольно редкое.

Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина.

Цитаты из фильма:

Да и бельишко у Вас, как я успел заметить, не по сезону. Схватите воспаление лёгких и ага.

Господи, как скучно мы живем! В нас пропадает дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам…

Давай с тобой взвесимся на брудершафт.

Но нашлись добрые люди: обобрали, подогрели… Нет – подобрали, обогрели.

— У неё удивительное имя… Надя
— Главное — редкое.

Женя летит в Ленинград на собственную свадьбу, и он сам бы об этом сказал, если бы его не развезло от усталости.

3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12.

О-о, тепленькая пошла!..

Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция…

Внимание! Родился нежный и лирический тост.

И ширму нашу фамильную умыкнули…

Ну хорошо, предположим, вы не помните, как попали в самолет. Но как вы вышли оттуда, вы должны были помнить?!!

— И в лучшем случае я встречу Новый год в этом кресле.
— А в худшем?
— Тоже в кресле, только в воздухе.

Так значит, Галя сейчас в Москве, а я здесь, на полу, в Ленинграде?

— Мы не будем полагаться на случай. Мы пойдем простым логическим путем.
— Пойдем вместе.

Ну что вы меня все время роняете?

Какая гадость эта ваша заливная рыба!

Так кто из нас летит в Ленинград?

Я понимаю, ванна в каждой квартире – это правильно, это удобно, это цивилизация. Но сам процесс мытья, который в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной просто смывание грязи.

Новогодняя ночь кончилась, и всё встаёт на свои места…

По материалам ussrlife.blogspot

Читайте полную версию на сайте