Заблокируют ли 1 января банковские карты тех, кто не подключил SMS?
Закон говорит: банки должны немедленно оповещать клиентов, какие операции происходят с их картами. Как правило, с помощью SMS. Если у вас сняли деньги, вы должны в течение суток сообщить об этом в банк. И тот начнет расследование. Но если деньги сняли, а вы про это не знали, потому что вам не пришла SMS, банк обязан компенсировать все ваши потери. Тонкость в том, что далеко не все клиенты подписались на SMS-оповещение: услуга-то платная. И банки на всякий случай могут заблокировать их карты 1 января.
"КП" с помощью экспертов решила ответить на самые частые вопросы, которые в эти дни задают нам читатели.
1. Неужели правда, что карту заблокируют 1 января, если у меня нет SMS-оповещения?
ЦБ официально это опровергает, дескать, закон "неправильно поняли". Вот что сказано на сайте Центробанка: "Банковская карта может быть блокирована по инициативе кредитной организации только при нарушении клиентом порядка использования банковской карты, определенного договором. Блокировка банковской карты не может осуществляться по причине отсутствия в кредитной организации информации для связи с клиентом".
Но финансовый омбудсмен Павел Медведев опасается:
- Какие-то карты могут быть заблокированы, хотя банкам в самом деле решиться на массовую блокировку трудно, это скандал, - заявил он "КП".
Дело в том, что многие мелкие банки раздали кучу карт (в основном по почте рассылали) и, кто ими владеет, не контролируют. Соответственно телефонов этих людей они не знают и просто заблокируют такие карты "на всякий случай". Пострадают и те люди, кто по каким-то причинам сознательно отключил SMS-оповещение. Медведев рассказал, что на днях на этот счет было большое совещание, в результате и появилось разъяснение ЦБ, которое мы уже цитировали.
2. Ко мне приходят SMS от банка, и я плачу за них. Но если теперь присылать их - обязанность банка, зачем платить?
Не все так просто, считает Медведев. Ведь в законе нет слова SMS. Закон требует, чтобы банки держали связь с клиентом. Это можно делать с помощью электронных писем, а также "путем ежемесячной выписки из банка", как это сформулировано в другом законе. То есть якобы клиент раз в месяц приходит в отделение банка и берет выписку. Конечно, в реальности такого нет, но законодательство написано именно так. Поэтому банкиры не снимут плату за SMS, и закон, как ни парадоксально, на их стороне.
3. Что делать, если карту все же заблокировали?
- Срочно свяжитесь со своим банком, - советует Медведев. - Как правило, служба поддержки банка работает даже в праздники и по ночам, поэтому проблем быть не должно. Но положа руку на сердце некоторые банки могут или не отвечать на звонки в праздники, или поставить на работу таких операторов, что не смогут решить вопрос. Поэтому на всякий случай - вот такая страховка: до праздников снимите столько денег, сколько вам понадобится до конца новогодних каникул. С наличностью вы будете чувствовать себя куда увереннее.
4. Как я получу деньги по новому закону назад, если их сняли мошенники?
- Штука в том, - поясняет Медведев, - что новый закон от мошенников защищает слабо. Во-первых, он дает вам время на обращение в банк всего сутки, этого мало. Во-вторых, вам надо доказать, что вы не нарушили некие "правила пользования картой". Что это за правила, в законе сказано размыто.
Как следует из судебной практики, если мошенник узнал ваш ПИН-код и ввел его, суд сочтет, что вы сами передали мошеннику ПИН, то есть нарушили правила пользования картой. Судам неведомо, что есть скимминг, способ воровства ПИН-кода. Поэтому получить деньги по новому закону трудно. Зато банки оказываются беззащитными перед настоящими мошенниками. Скажем, человек снимает деньги сам у себя. SMS от банка в телефоне стирает. Пишет заявление в полицию, что карту украли. И оперативно обращается в банк. Закон написан так, что банку придется средства вернуть. Банкиры это понимают, именно поэтому они со страха могут заблокировать те карты, что без SMS-оповещения.