Видеокамеры на ЕГЭ будут наблюдать и за школьниками, и за учителями
По данным "Известий", в правительстве готовят постановление, вносящее
изменения в Федеральную целевую программу развития образования на
2011–2015 годы. Изменения коснутся процедуры проведения Единого
государственного экзамена, а именно — оснащение пунктов проведения ЕГЭ
системами видеонаблюдения. Ранее министр образования и науки Дмитрий
Ливанов объявил, что в следующем году школьники станут сдавать экзамены в
прямом эфире через системы видеонаблюдения, установленные в школах. Но,
как оказалось, наблюдать будут не только за сдающими экзамен
школьниками, но и за учителями, которые присутствуют на ЕГЭ.
Согласно
будущим поправкам, камерами будут оснащены и региональные центры
обработки информации, что, по словам представителей ведомства, позволит
обеспечить более качественное соблюдение процедуры проведения ЕГЭ на
всех этапах подготовки, планирования, проведения, проверки результатов и
рассмотрения апелляций. За учителями, как и за школьниками, "большой
брат" начнет следить уже в следующем году.
Глава Федеральной
службы по надзору в сфере образования Сергей Кравцов пояснил изданию,
что меры направлены на усиление контроля и повышение прозрачности
проведения госэкзамена.
— Комнаты, где будут составляться и
проверяться ЕГЭ, также будут находиться под системой видеонаблюдения, и
доступ в эти помещения будет ограничен. Видео станет храниться в течение
трех месяцев после окончания экзаменов, чтобы в случае подачи заявлений
о нарушениях во время проведения экзамена можно было удостовериться в
этом, — говорит Кравцов.
Видеонаблюдение станет проводиться
ежегодно. Также будет организован доступ наблюдателей к записям
видеонаблюдения. По планам ведомства созданную систему можно
использовать также в рамках образовательного процесса — видеотрансляция
открытых уроков, создание видеобиблиотеки лучших уроков, организация
доступа к образовательному контенту и к сервису информатизации школьного
образования "Электронная школа".
Эксперты, опрошенные "Известиями", считают, что эти меры необходимы, но саму проблему искоренить они не смогут.
—
Меры выглядят оправданными на фоне событий этого года. Но следует
отметить, что ужесточение контроля повлечет новые механизмы нечестности.
На каждую меру найдется способ ее обойти. Мы не боремся с причиной,
которой является тотальная нечестность среди детей, родителей и
преподавателей. Все верят в одно — в "корочку", а не в знания. Отсюда
всё и вытекает, — считает научный руководитель Института проблем
образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.
Проректор РЭУ имени Плеханова Сергей Марков считает, что нужно действовать более жестко.
—
Если мы хотим кардинальных изменений в получении результатов ЕГЭ, надо
создавать спецслужбу, которая станет проводить госэкзамен. В некоторых
странах такой жесткий подход уже используется и приносит свои
результаты. А замена одного или нескольких составляющих большой системы,
как предлагается сейчас, не принесет должного эффекта, — считает
Марков.