В МВД будет создан свой «РосПил» - отдел для выявления сговора чиновников и покупателей госактивов
СП и "Ведомости".
Поправки предполагают, что в структуре МВД создадут специальный отдел. Его оперативники будут выявлять случаи сговора чиновников и покупателей государственных активов. СКР предлагает снимать с аукционов и тендеров аффилированных инвесторов, не возвращая им задаток. Если оперативники выявят связь между покупателями даже после продажи актива, сделку можно будет признать ничтожной в суде.
Оперативники смогут следить за покупателями госимущества, по решению суда прослушивать их телефонные разговоры и читать личную почту. Плюс к тому, вести за инвесторами наружное наблюдение, внедрять в их окружение агентов, вербовать осведомителей. Материалы новый отдел будет передавать в следственные органы для возбуждения уголовных дел.
По сути, речь идет о возрождении аналога ОБХСС (отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности). Мера эта вполне актуальная: В 2014-2016 годах чиновники планируют получить от приватизации в бюджет 455,2 млрд. рублей. Между тем, только за последние полгода Росимущество обнаружило действия сомнительного характера в отношении десятков приватизируемых компаний.
Другое дело, появление "нового ОБХСС" порождает коррупционные риски. Экономическую экспертизу в отношении участников аукционов правоохранители – теоретически – смогут заказать и у подставных экспертов, а затем ложное заключение станет основанием для возбуждения дела.
Чем все же станет новая структура: дамокловым мечом над коррупционерами или кормушкой силовиков?
– Это шаг в правильном направлении, – считает член Экспертного совета при правительстве РФ, член рабочей группы по противодействию коррупции Сергей Стрельников. – Но идею усиления контроля над проведением тендеров и аукционов нужно довести до ума. Сотрудники МВД сами не проводят экономической экспертизы, и, возможно, следует поручить оценку параметров сделки какой-то государственной структуре.
"СП": – Вывод активов перед приватизацией, по мнению ряда экспертов, – это сегодня стандартный способ управления госимуществом. Как только директор компании узнает, что она попала в план приватизации, он набирает на баланс фиктивные займы от аффилированных кредиторов, а после приватизации банкротит компанию – распродает имущество и пускает деньги на покрытие фиктивных долгов. Или же менеджмент выводит деньги из оборота, а затем покупает на них акции приватизируемой компании. Новый отдел сможет эффективно бороться с такими схемами раздербанивания госимущества?
– На этапе тендера что-то предпринимать уже бесполезно. Здесь нужно совершенствовать законодательство по предупреждению преднамеренного банкротства компаний. Сейчас закон о банкротстве, к сожалению, действует не в интересах государства, и бизнес активно этим пользуется. Арбитражные суды в таких случаях принимают решение, исходя из представленных документов, не проверяя, что на самом деле за ними стоит.
Возможно, нужно оговорить особый порядок действия закона о банкротстве в отношении компаний с госучастнием. Сейчас, наедине с действующим законом, государство оказывается беззащитным перед описанными схемами…
"СП": – Не получится ли, что новая структура в руках силовиков будет инструментом передела собственности в их пользу?
– Я смотрю на это с другой точки зрения. Все-таки главным бенефициаром коррупционной системы является бизнес. Он в данном случае выступает заказчиком услуг отдельным представителям силовых структур. Наш бизнес не желает работать по законам конкуренции, для него проще и эффективнее инвестировать в чиновника или представителя правоохранительных органов. Нам нужно подумать, как изменить правила игры, чтобы бизнес стремился зарабатывать законными способами, а не путем получения за взятки эксклюзивных привилегий – в частности, при проведении тендеров и аукционов при продаже госимущества…
– СКР предлагает полезное дело: действительно, на тендерах по распродаже госимущества бывает много злоупотреблений, – отмечает бывший министр экономики Андрей Нечаев. – Например, знаменитое дело "Оборонсервиса" – как раз из этой серии. А уж насколько вновь образованная правоохранительная структура окажется коррумпированной – это вопрос к ее создателям и ее будущим начальникам. Но главное – за такого рода структурами должен быть не косметический, а реальный общественный контроль.
Что до вывода активов компаний, подлежащих приватизации – это случается нечасто. Если речь идет о государственном предприятии, его директора, а иногда и все руководство назначает соответствующее ведомство, как правило, Росимущество или напрямую правительство. Поэтому ввод активов – это вопрос текущего контроля чиновников над людьми, которых они назначили на руководящие должности. Думаю, у МВД, Следственного комитета и Генпрокуратуры достаточно инструментов, чтобы следить за этой ситуацией…
– В России принята госпрограмма по управлению федеральным имуществом на период до 2018, но в силу коррупционной составляющей ее невозможно выполнить эффективно без участия правоохранительных органов, – убежден председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Очень важно, чтобы одной из функций нового подразделения МВД стал анализ объектов госсобственности, подлежащих приватизации. Очень много таких объектов существует лишь на бумаге, а фактически разворованы. Думаю, у МВД есть возможности провести необходимые проверки…
"СП": – Чиновников, уличенных в связи инвесторами, предлагается штрафовать на сумму до 1 миллиона рублей и лишать свободы на срок до шести лет. Это адекватная мера?
– Вполне, с учетом, что у нас в стране работает эффективный механизм расхищения госсобственности. Другое дело, что нет эффективного механизма управления этой собственностью. Его создание – задача даже более важная, чем посадки в тюрьму нечистых на руку чиновников, проводящих аукционы по приватизации…
– Следует понимать, кто стоит за этой инициативой, – указывает директор Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. – Новое подразделение создается в рамках МВД, но у министра внутренних дел Владимира Колокольцева нет ресурсов пролоббировать создание такой структуры. Инициатором в данном случае выступает Следственный комитет и его глава Александр Бастрыкин, который в последнее время пользуется особым доверием у Владимира Путина и имеет право фактически круглосуточного "доступа к телу". Бастрыкин эту идею давно озвучивал, и, судя по сливу в "Ведомостях", ему удалось ее "продавить".
Проблема в том, что СКР по закону не имеет права заниматься оперативной деятельностью, ему нужно, что бы кто-то осуществлял оперативные действия в отношении инвесторов – наружку, прослушку. На это предполагается отрядить сотрудников МВД.
На деле, речь идет о том, что представители силовой корпорации стали требовать больший кусок пирога. Раньше бенифициарами приватизации госимущества выступали две корпорации – гражданская бюрократия, и близкий к ней – так называемый окологосударственный – бизнес. Теперь претензии на свою долю предъявляют и силовики. Они понимают, что после белоленточных событий в Москве и в силу общей дестабилизации обстановки в стране, власть в них нуждается гораздо больше, чем году в 2007-м, когда политическая ситуация была стабильной. А если власть больше в силовиках нуждается – она должна им больше давать…
Читайте полную версию на сайте
Поправки предполагают, что в структуре МВД создадут специальный отдел. Его оперативники будут выявлять случаи сговора чиновников и покупателей государственных активов. СКР предлагает снимать с аукционов и тендеров аффилированных инвесторов, не возвращая им задаток. Если оперативники выявят связь между покупателями даже после продажи актива, сделку можно будет признать ничтожной в суде.
Оперативники смогут следить за покупателями госимущества, по решению суда прослушивать их телефонные разговоры и читать личную почту. Плюс к тому, вести за инвесторами наружное наблюдение, внедрять в их окружение агентов, вербовать осведомителей. Материалы новый отдел будет передавать в следственные органы для возбуждения уголовных дел.
По сути, речь идет о возрождении аналога ОБХСС (отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности). Мера эта вполне актуальная: В 2014-2016 годах чиновники планируют получить от приватизации в бюджет 455,2 млрд. рублей. Между тем, только за последние полгода Росимущество обнаружило действия сомнительного характера в отношении десятков приватизируемых компаний.
Другое дело, появление "нового ОБХСС" порождает коррупционные риски. Экономическую экспертизу в отношении участников аукционов правоохранители – теоретически – смогут заказать и у подставных экспертов, а затем ложное заключение станет основанием для возбуждения дела.
Чем все же станет новая структура: дамокловым мечом над коррупционерами или кормушкой силовиков?
– Это шаг в правильном направлении, – считает член Экспертного совета при правительстве РФ, член рабочей группы по противодействию коррупции Сергей Стрельников. – Но идею усиления контроля над проведением тендеров и аукционов нужно довести до ума. Сотрудники МВД сами не проводят экономической экспертизы, и, возможно, следует поручить оценку параметров сделки какой-то государственной структуре.
"СП": – Вывод активов перед приватизацией, по мнению ряда экспертов, – это сегодня стандартный способ управления госимуществом. Как только директор компании узнает, что она попала в план приватизации, он набирает на баланс фиктивные займы от аффилированных кредиторов, а после приватизации банкротит компанию – распродает имущество и пускает деньги на покрытие фиктивных долгов. Или же менеджмент выводит деньги из оборота, а затем покупает на них акции приватизируемой компании. Новый отдел сможет эффективно бороться с такими схемами раздербанивания госимущества?
– На этапе тендера что-то предпринимать уже бесполезно. Здесь нужно совершенствовать законодательство по предупреждению преднамеренного банкротства компаний. Сейчас закон о банкротстве, к сожалению, действует не в интересах государства, и бизнес активно этим пользуется. Арбитражные суды в таких случаях принимают решение, исходя из представленных документов, не проверяя, что на самом деле за ними стоит.
Возможно, нужно оговорить особый порядок действия закона о банкротстве в отношении компаний с госучастнием. Сейчас, наедине с действующим законом, государство оказывается беззащитным перед описанными схемами…
"СП": – Не получится ли, что новая структура в руках силовиков будет инструментом передела собственности в их пользу?
– Я смотрю на это с другой точки зрения. Все-таки главным бенефициаром коррупционной системы является бизнес. Он в данном случае выступает заказчиком услуг отдельным представителям силовых структур. Наш бизнес не желает работать по законам конкуренции, для него проще и эффективнее инвестировать в чиновника или представителя правоохранительных органов. Нам нужно подумать, как изменить правила игры, чтобы бизнес стремился зарабатывать законными способами, а не путем получения за взятки эксклюзивных привилегий – в частности, при проведении тендеров и аукционов при продаже госимущества…
– СКР предлагает полезное дело: действительно, на тендерах по распродаже госимущества бывает много злоупотреблений, – отмечает бывший министр экономики Андрей Нечаев. – Например, знаменитое дело "Оборонсервиса" – как раз из этой серии. А уж насколько вновь образованная правоохранительная структура окажется коррумпированной – это вопрос к ее создателям и ее будущим начальникам. Но главное – за такого рода структурами должен быть не косметический, а реальный общественный контроль.
Что до вывода активов компаний, подлежащих приватизации – это случается нечасто. Если речь идет о государственном предприятии, его директора, а иногда и все руководство назначает соответствующее ведомство, как правило, Росимущество или напрямую правительство. Поэтому ввод активов – это вопрос текущего контроля чиновников над людьми, которых они назначили на руководящие должности. Думаю, у МВД, Следственного комитета и Генпрокуратуры достаточно инструментов, чтобы следить за этой ситуацией…
– В России принята госпрограмма по управлению федеральным имуществом на период до 2018, но в силу коррупционной составляющей ее невозможно выполнить эффективно без участия правоохранительных органов, – убежден председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Очень важно, чтобы одной из функций нового подразделения МВД стал анализ объектов госсобственности, подлежащих приватизации. Очень много таких объектов существует лишь на бумаге, а фактически разворованы. Думаю, у МВД есть возможности провести необходимые проверки…
"СП": – Чиновников, уличенных в связи инвесторами, предлагается штрафовать на сумму до 1 миллиона рублей и лишать свободы на срок до шести лет. Это адекватная мера?
– Вполне, с учетом, что у нас в стране работает эффективный механизм расхищения госсобственности. Другое дело, что нет эффективного механизма управления этой собственностью. Его создание – задача даже более важная, чем посадки в тюрьму нечистых на руку чиновников, проводящих аукционы по приватизации…
– Следует понимать, кто стоит за этой инициативой, – указывает директор Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. – Новое подразделение создается в рамках МВД, но у министра внутренних дел Владимира Колокольцева нет ресурсов пролоббировать создание такой структуры. Инициатором в данном случае выступает Следственный комитет и его глава Александр Бастрыкин, который в последнее время пользуется особым доверием у Владимира Путина и имеет право фактически круглосуточного "доступа к телу". Бастрыкин эту идею давно озвучивал, и, судя по сливу в "Ведомостях", ему удалось ее "продавить".
Проблема в том, что СКР по закону не имеет права заниматься оперативной деятельностью, ему нужно, что бы кто-то осуществлял оперативные действия в отношении инвесторов – наружку, прослушку. На это предполагается отрядить сотрудников МВД.
На деле, речь идет о том, что представители силовой корпорации стали требовать больший кусок пирога. Раньше бенифициарами приватизации госимущества выступали две корпорации – гражданская бюрократия, и близкий к ней – так называемый окологосударственный – бизнес. Теперь претензии на свою долю предъявляют и силовики. Они понимают, что после белоленточных событий в Москве и в силу общей дестабилизации обстановки в стране, власть в них нуждается гораздо больше, чем году в 2007-м, когда политическая ситуация была стабильной. А если власть больше в силовиках нуждается – она должна им больше давать…