Абызов отказался обсуждать на ОП антипиратский закон
Глава Открытого правительства Михаил Абызов отказался обсуждать на площадке своего ведомства антипиратский закон, который разработало Министерство культуры. Вместо этого чиновник переложил свои обязанности на общественный совет при ведомстве Владимира Мединского, в состав которого входят артисты, писатели, режиссеры, скульпторы, теле- и радиоведущие, а также иные деятели культуры. Абызов убежден, что с документом, который направлен на защиту авторских прав в интернете, в первую очередь должны разбираться представители Минкультуры. Отметим, что одной из функций Открытого правительства является обсуждение законопроектов, нуждающихся в доработке. Об этом пишут Известия.
— Давайте проведем его обсуждение на площадке общественного совета, — заявил он ранее в СМИ.
— Именно такие общественно резонансные и экономически значимые законы должны рассматриваться на общественных советах разработчика. Ведь этот закон влияет на целую отрасль. С учетом обсуждения и доработок, которые появятся на общественном совете, законопроект еще раз должен быть рассмотрен в той редакции, которая будет внесена в правительство, — пояснила позицию Михаила Абызова его пресс-секретарь Алена Жукова.
Напомним, что в ноябре этого года Минкультуры подготовило проект поправок в закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и в Кодекс об административных правонарушениях. Чиновники из ведомства Владимира Мединского предложили обязать владельцев сайтов и хостинг-провайдеров оперативно блокировать размещенные в Сети (в том числе третьими лицами, например пользователями соцсетей или торрентов) все виды контента, кроме музыки. Владелец сайта должен отреагировать на жалобу владельца авторских прав в течение 24 часов. За недостаточную оперативность Роскомнадзор может без суда назначить штраф: физлицам — до 300 тыс. рублей, юрлицам — до 1 млн.
В конце декабря правительство попросило Минкультуры внести изменения в антипиратский закон (рекомендовал вице-премьер Игорь Шувалов, замечания также появились у Минэкономразвития и Минкомсвязи). Кабинет министров потребовал доработать документ, пересмотреть величину штрафов за нарушение досудебной процедуры урегулирования конфликтных ситуаций и расширить действие законопроекта на музыкальные фонограммы.
Член комитета ГД по культуре Мария Максакова-Игенбергс ("Единая Россия") считает, что крайне важно провести широкое обсуждение законопроекта, не замыкая его на одной структуре.
— Надо обсуждать, потому что законопроект охватывает огромное количество людей. Мы с коллегой Робертом Шлегелем также подготовили аналогичный законопроект. Он отличается от документа Минкультуры тем, что включает в себя и музыку. У нас была широкая площадка в Госдуме, создан совет по культуре, там эта тема в первой раз и прозвучала. То, что внесло министерство, — это как звено, чтобы закон действовал во благо всем участникам процесса. От Минкультуры в наш законопроект вошел ряд предложений, по многим позициям мы сходимся. Но документ надо обсуждать, шлифовать и не спешить принимать как можно быстрее, — рассуждает она.
Первый зампред комитета ГД по информационной политике Вадим Деньгин (ЛДПР) считает, что Михаил Абызов решил отдать закон на обсуждение в общественный совет Минкультуры для того, чтобы избежать последствий.
— Я поддерживаю слова министра Абызова только по причине того, что министерство должно основываться на выводе. А у нас часто результаты начинают подвергать критике. Министр предложил посоветоваться с народом. Те люди, которые этим занимаются, которые сталкиваются с проблемой авторских прав, должны обсуждать этот документ. Было бы неплохо, чтобы к нему подключилась Общественная палата, экспертный совет думы по информационной политике, — добавил он.
Блогер и переводчик Дмитрий Пучков рассказал "Известиям", что общественный совет при Минкультуры провел свое заседание в первый раз 23 декабря.
— Честно сказать, ситуация странная. Не понимаю, о чем там речь. Сложно судить, кто должен заниматься этим законом, но если отдадут нам, то нам и придется обсуждать, — заверил он.
Председатель правления Союза художников Андрей Ковальчук, который входит в состав общественного совета при Минкультуры, пояснил "Известиям", что недостаточно осведомлен по антипиратскому закону.
— В общественном совете около 100 человек, они представляют разные направления в культуре и искусстве. Меня этот закон совсем не касается, — отметил он.
Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский считает, что если законопроект вернут обратно в распоряжение Минкультуры, то ситуация с ним не изменится.
— У всех есть ощущение, что Минкультуры предлагает некачественную сделку по отношению к авторам. Любые ужесточения антипиратского законодательства были бы встречены на ура. Но они же предлагают ужесточить закон, по которому "Мосфильм" закрывает торренты, которые показывают советское кино, а их либо сложно достать, либо приходится смотреть с рекламой. Закон работает в интересах формальных правообладателей и лишает людей доступа к культурным ценностям. Министерство декларирует только одну свою задачу, как будто оно — экономическое ведомство. Они поступают политически недальновидно, — уверен он.
Директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский предположил, что Михаил Абызов хочет просто отмежеваться от данного законопроекта.