«Москва может «переварить» ограниченное число приезжих»: глава департамента культуры столицы

Руководитель департамента культуры г. Москвы Сергей Капков в интервью "Известиям" рассказал, во что превратятся промзоны, почему не всех приезжих город должен пытаться интегрировать и как превратить Москву в "город фестивалей".

— Сергей Александрович, ранее вы говорили, что одна из глобальных проблем Москвы — отсутствие общей идеи. Она появилась?

— Общая идея для города и для власти — чтобы жители были более образованными, счастливыми, здоровыми. Я всегда говорю, что наша миссия — не только поддержание культуры, но в целом формирование среды. Мы — департамент городской атмосферы. Наша задача заключается в том, чтобы жители центра, промышленных, спальных районов — все ощущали  себя в едином смысловом поле города Москвы.

Для этого мы децентрализуем культуру, наполняем культурную карту москвича новыми местами силы. Стремимся, чтобы в каждом районе города появился чистый аккуратный парк, дом культуры, музыкальная школа, библиотека, и зовем туда людей.

— Сколько денег из столичного бюджета выделяется на культуру?

— В целом это почти 50 млрд рублей в год. В эти деньги входит всё, начиная с обновленных Театра кошек Куклачева и Крымской набережной и заканчивая фестивалем "Лучший город зимы" и построенным с нуля Гончаровским парком. Кроме того это, конечно же, и зарплата работников культурной сферы — за последние  три года она увеличилась более чем на 30%.

Вкладывая средства в учреждения, мы даем им возможность зарабатывать самостоятельно, привлекая публику различными сервисами, мероприятиями и т.д.

И все средства, которые учреждения зарабатывают, остаются в их бюджете, идут на развитие и на повышение зарплат сотрудников.

Например, за прошедшие девять месяцев доход городских парков составил 1 млрд рублей.

— Какие проекты этого года запомнились больше всего?

— Знаковый проект этого года — Крымская набережная вблизи парка "Музеон", о которой я уже упоминал. Она была обустроена в рекордные сроки и открыта в сентябре. За лето комплексно благоустроили Гончаровский парк (находится между улицами Руставели и Гончарова). Этот первый в Москве так называемый парк под ключ — тоже уникальный для нас опыт.

Мы полностью меняем принцип работы городских библиотек. Они работают с 10 утра до 10 вечера, 70% книг находятся здесь в открытом доступе, там проходят лекции, пожилых людей учат работать с компьютером, есть языковые курсы и другие образовательные программы. Эти пространства и выглядят совершенно по-другому: забавно, но некоторые даже путают их с модными кафе.

В обновленную библиотеку имени Достоевского на Чистопрудном бульваре за два месяца записалось 4 тыс. новых читателей.

— Неужели двух обновленных библиотек — на Чистопрудном и Ленинском проспекте — достаточно городу?

— На следующий год запланировано еще девять, постепенно переделаем все. Мы смотрим на реакцию людей, что-то корректируем. Боимся ошибиться. Разрабатываем единый стандарт нового учреждения культуры — московской городской гостиной.

— Второй год в центре Москвы функционируют пешеходные улицы. Получается ли возродить массовые гулянья — эту добрую традицию?

— Да, мы продолжаем закреплять эти городские традиции, только называем массовые гулянья фестивалями. Мы уже проводили не пешеходных улицах фестивали московского мороженого, московской клубники, планируем сделать фестиваль московского калача. Для любого фестиваля нужно пространство, невозможно провести фестиваль классической музыки, не имея камерных залов, так же как невозможно провести кинофестиваль без кинотеатров. И городские парки, пешеходные зоны — идеальные фестивальные площадки.

— В Москве проходит много фестивалей — Рождественский фестиваль Владимира Спивакова, Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, Московский кинофестиваль. Какие новые фестивальные истории вы планируете?

— Нам бы хотелось, чтобы в Москве ежемесячно проходил какой-то фестиваль: театральный, музейный, музыкальный. Летом по всему городу проходил фестиваль "Лучший город земли", а теперь — игра слов — "Лучший город зимы".

Это, безусловно, вопрос финансирования, но он, как ни удивительно, второстепенный.

Ключевой вопрос — фигура куратора, который придумает эту историю и соберет вокруг себя лучшую команду для ее реализации.

Если находится человек, который горит какой-то идеей и может ее эффектно подать, то найдутся и спонсоры с финансами.

— Большой скандал вызвала смена руководства в Московском зоопарке. Что его ждет?

— В 2014 году зоопарк, если можно так сказать, "выйдет в город": с мая по сентябрь запланирована большая праздничная программа на разных московских площадках — бульварах, пешеходных улицах, в парках. Но, например, мировой опыт мы не сможем использовать, потому что в большинстве других стран зоопарки находятся за пределами городов.

— Может, и наш вывезти за город?

— Это гигантские вложения — порядка $ 1 млрд, и это без стоимости земли.

— А бизнес к такому проекту привлечь можно? 

— Это возможно, но сначала нужно продумать логику проекта, сделать альбомы, презентации. Мы работаем над этим, новый арктический павильон — один из шагов в этом направлении. Но и он требует больших вложений — $30–50 млн. Это будет историческая и образовательная вещь — люди будут приходить не просто посмотреть на северных животных, в этом павильоне они смогут узнать об освоении Арктики царской Россией, Советским Союзом.

— В начале года вы назвали устрашающие цифры: 40% москвичей никогда не были в театре, 60% — в музее. Что-то изменилось?

— Пока мы не можем подсчитать, будем подводить итоги чуть позже. Но судя по тому, что в прошлом году в "Ночи музеев" участвовало 800 тыс. человек, а в этом — 1,2 млн, динамика положительная. Мы пойдем дальше: сейчас заканчиваем согласования по городскому стандарту школьника, в соответствии с которым каждый московский школьник два раза в год должен будет сходить в театр и два раза в год — в музей за счет города. Хотим, чтобы преподаватели литературы, биологии, астрономии проводили  уроки в наших подведомственных музеях.

— О таком стандарте вы говорили еще в начале года. Что мешает?

— Мешает то, что 80% объектов культуры находятся в центре города. Это чисто логистические проблемы — дорога занимает очень много времени. Но мы выходим на финишную прямую по согласованиям с департаментом образования, будем находить время для участия в наших программах по субботам.

— Людей, которым сейчас 20–30 лет, можно привлечь в театры и музеи? Пока их удалось привлечь только в парки.

— Конечно! Наша задача — убедить их прийти в театр или на выставку, а не смотреть телевизор или готовить шашлыки на даче.

— И как это сделать?

— Это не так сложно. Делается исследование, выясняются запросы и формы, в которых молодежи удобно получать информацию, а дальше — вопрос культурного предложения. Если я приглашу своих родителей в музей фотографии Ольги Свибловой, им, скорее всего, будет неинтересно, но молодые люди туда ходят по 10 тыс. человек в день. Главное — нанести новый театр на "культурную карту москвича", сделать так, чтобы о новом культурном пространстве узнали!  В одном театре молодым людям скучно, а в другом может понравиться. Из 300 театров, которые находятся в Москве, всегда можно выбрать что-то подходящее.

— А что с домами культуры — новыми культурными центрами? Определился ли город с их стандартом? Что он в себя включает?

— Формируя этот стандарт мы, как и в случае с библиотеками и парками, нащупываем золотую середину. Мы знаем, сколько посетителей могут принять наши культурные центры. Знаем, кто они, эти посетители. И создаем программы для разных категорий: пожилых людей, школьников, молодых профессионалов. Первым был модернизирован ДК "ЗИЛ", который раньше посещало 60 тыс. человек в год, а теперь туда приходят более 200 тыс. посетителей.

Определены пять пилотных проектов, которые будут запущены в 2014 году, — это культурные центры "Дружба", "Современник", "Северное Чертаново", "Онежский", "Зодчие".

Основные цели модернизации ДК — поддержание творческих инициатив москвичей, привлечение на эти площадки новой аудитории, создание  общественно-рекреационных пространств, коворкингов, например.

— Какими программами вы планируете наполнять культурные центры?  

— В этом вопросе мы тоже разрабатываем определенный стандарт. В культурных центрах обязательно должны быть технические кружки. Должна быть возможность учиться танцам, игре на музыкальных инструментах, рисованию. Отдельный аспект — лекционные программы, их наполнение зависит от района. Мы делали пилотный проект в промзоне ЗИЛа, где в основном живут бывшие работники завода. Поэтому лекции об автомобильном производстве и дизайне пользуются в культурном центре ЗИЛ огромной популярностью. Еще одна обязательная часть "меню" культурного центра — концертная деятельность и театральные постановки, для которых на каждой площадке есть актовые залы.

— Бесплатные занятия останутся?

— Для льготных категорий посетителей все занятия на постоянной основе — бесплатные. Для детей есть бюджетные места, которые распределяются на конкурсной основе, а также существует гибкая система скидок.

— Но многие занятия в расписании ЗИЛа стоят порядка 2–3 тыс. рублей за восемь посещений.

— Да, это так. Это по 200–300 рублей за одно занятие — дешевле, чем билет в кино. Для работающих посетителей это, согласитесь, очень адекватная цифра. Кроме того, в культурных центрах регулярно проходят абсолютно бесплатные мастер-классы и события для всех посетителей.

— Тема мигрантов актуальна для города. В чем главная проблема Москвы — в количестве приезжих, отсутствии интеграции в нашу культуру или в чем-то еще?

— В первую очередь — в количестве. Если говорить об интеграции, город может "переварить" ограниченное число приезжих, остальные физически не могут быть интегрированы. После развала Советского Союза к нам стали приезжать плохо образованные люди, не знающие русского языка. Они не имеют представления о том, как мы здесь живем.

— Тогда какой смысл вкладывать средства в их образование и интеграцию?

— Если это мигранты, которые приехали, поработали и уехали, то к их визиту сюда имеет смысл просто разработать четкие требования, в том числе знание русского языка, наличие медицинской страховки. Если же мы говорим о людях, которые когда-то приехали и живут здесь постоянно, то они сами должны придерживаться наших правил поведения. Не город должен бегать за ними и пытаться интегрировать, а они сами должны пытаться ассимилироваться. Если мы поедем жить и работать в другую страну, например, европейскую, думаю, мы сначала выучим язык и изучим законодательную базу, узнаем что-то о здравоохранении, образовании и т.д. Мне кажется, это логично.

— То есть департамент не должен пытаться завлечь их в театры и музеи, например, с помощью льгот?

— Если это мигранты — нет, если это постоянные жители, вся система власти, а не только наш департамент, должна объяснить им, что для развития и построения карьеры они должны получить ряд знаний и навыков, в том числе в области культуры. О русском языке и литературе можно получить представление в наших библиотеках, об истории — в наших музеях.

— Вы за введение визового режима с некоторыми из наших соседей?

— В общем, да. Я думаю, это правильная мера и со временем мы к этому придем. Но надо помнить, что есть страны, находящиеся от нас на близком "культурном расстоянии", — Сербия, Украина, Болгария, бывшая Югославия, Белоруссия. Мы можем брать трудовые ресурсы там — граждане этих государств похожи на нас по менталитету, и у нас с ними больше культурных пересечений.

Читайте полную версию на сайте