Алтайские комсомольцы и общественники обсудили проблемы мифологизации советского лидера
Круглый стол по теме "Образ Сталина в контексте медиа-войн нашего времени" проходил 21 декабря в Барнауле в помещении краевого комитета КПРФ. Мероприятие было приурочено 134-й годовщине со Дня рождения Сталина. В нем приняли участие представители КПРФ, РКСМ, ЛКСМ, активисты партии "Другая Россия", по скайпу на связи были общественники из Новосибирска и комсомольцы Рубцовска. Об этом сообщили в пресс-службе Алтайского крайкома КПРФ.
Участники круглого стола отмечали, что образ Сталина остается и сегодня в центре политической борьбы. Каждое политическое течение России стремится слепить своего "Сталина", наделить его теми или иными чертами, поднять на свое знамя, заставить служить его тем целям, которые преследует. На Сталина клевещут, Сталина идеализируют. Один из организаторов и модератор мероприятия барнаульский коммунист Никита Рыжков обозначил 3 основных направления мифологизации образа Сталина сегодня: либеральная, консервативная и "левая".
Наиболее распространена и потому опасна сегодня консервативная мифологизация Сталина, сошлись во мнении участники круглого стола. Заключается она в постепенной реабилитации Сталина как "эффективного менеджера", и затушевывание в нем коммуниста, марксиста.
"Данный тип мифологизации вызван тем, что десталинизации у наших капиталистов никак не получается. Либералы поняли, что перестарались, создавая образ упыря-деспота и параноика… Теперь буржуазия пытается записать товарища Сталина себе в единомышленники. Понятное дело, не настоящего товарища Сталина — ученика товарища Ленина, марксиста, коммуниста и интернационалиста, который защищал интересы рабочего класса. Их Сталин – это националист, антикоммунист, "патриот-имперец" и православный верующий…", - считает барнаульский коммунист.
Для чего нужен властной элите такой Сталин? Под видом реабилитации советского вождя, сегодняшняя власть готовит общественное мнение к собственным недемократическим, непопулярным мерам, уверен коммунист: "Что останется от Сталина, если убрать марксизм? Остается: некоторое пренебрежение к демократическим процедурам, непреклонность в проведении политической линии, беспощадность к врагам режима. Остается, по сути, "железная рука". Но если при Сталине это была "железная рука" рабочего класса, большинства населения страны. Диктатура пролетариата. Когда же власть находится в руках буржуазии, это будет буржуазная диктатура, а по сути, фашизм. Этой "железной рукой" будут внедрять ( и внедряют) жесткую цензуру в СМИ, неолиберальный курс в экономике, "ювенальную юстицию", 12-часовой рабочий день, смертную казнь… В общем, большинству населения от этой "железной руки" не поздоровится!".
Опасна такая мифологизация еще и тем, что образ "Сталина-сильного государственника, жесткого правителя, почти монарха" помогают "лепить" ностальгирующие по "сильной руке" православные монархисты, национал-патриоты, и частично коммунисты. Получается, они невольно льют воду на мельницу надвигающегося фашизма.
Мифологизация чисто либеральная, о которой рассказал левый активист, представитель "Другой России" Евгений Берсенев, пользуется все меньшей поддержкой населения. Иррациональная ненависть либералов к "вождю народов" заводит их слишком далеко: они озвучивают такие далекие от правдоподобия версии, цифры и масштабы "народных страданий" от руки "кровожадного тирана", что это вызывает невольное отторжение.
Например, "либеральный" Сталин уничтожил очень большое количество людей: не то 10, не то 100 миллионов человек, точно не подсчитали. С мотивами подобной кровожадности либеральные идеологи тоже до конца не определились: это было желание истребить вообще весь народ? Склонность к садизму или психические болезни? Или издержки борьбы с политическими оппонентами, зависть к более умным и талантливым? Подобного рода мифологизация Сталина – это чаще всего месть родственников репрессированных, или тех, кто были отодвинуты в те времена на последний план, а также их идейных наследников, считает Берсенев. Некоторые могли затаить личную обиду на сурового вождя: например, творцом многих мифов о Сталине стал бывший помощник Сталина по делам Политбюро Борис Бажанов.
Развенчивая мнение о советском вожде как о властолюбивом диктаторе, секретарь по идеологии крайкома ЛКСМ Инна Тушева подчеркнула, что Сталин и его единомышленники старались демократизировать систему управления страной, восстановить многие демократические процедуры, в частности выборы в верховные органы власти. "Стоит большевикам оторваться от масс и потерять связь с ними, стоит им покрыться бюрократической ржавчиной, чтобы они лишились всякой силы и превратились в пустышку", - говорил Сталин.
Почему в медиа-пространстве нет единого образа Сталина? Мы часто сталкиваемся и со Сталиным-хорошим, и со Сталиным-плохим, переплетаются оба информационных потока. Политтехнолог Николай Бойко считает, что таким образом власть намеренно создает хаос и путаницу мнений о лидере СССР, не давая выработать определенное отношение к нему. Возникающий когнитивный диссонанс, нагнетаемый через СМИ конфликт ценностей (в том числе противоположные оценки Сталина) способствует шизофренизации общественного сознания. А обществом растерянных шизоидов легче управлять.
О том, как искажается порой образ Сталина в левой среде, рассказал новосибирский левый активист Иван Стагис. Обычно это мифологизация анархо-троцкистского толка. "Троцкистский Сталин" — это могильщик революции. Противопоставляя Сталина Ленину, современные троцкисты считают, что якобы главная его задача была – "задушить революцию" и посадить на шею рабочему классу бюрократию. При этом остаются "забытыми" очевидные факты. Например то, что именно Троцкий считался в 20-е лучшим другом бюрократии, а Сталин организовал массовый прием в партию рабочих "от станка", чем предотвратил обюрокрачивание партии и отрыв от рабочего класса. Интересно, что антибюрократические лозунги Троцкого совершенно безболезненно и полностью переняла буржуазия, использовав их в антисоветской 90-х гг.
Чтобы понять, как стали возможны достижения "от сохи в космос", которые продемонстрировал СССР, надо изучать советский и прежде всего сталинский опыт в его подлинном виде, со всеми достоинствами и недостатками. Чтобы новая социалистическая модель общества, к которой, уверены коммунисты, мы обязательно придем, заработала в полную мощь, подчеркивают в КПРФ.
Фото: пресс-службы Алтайского крайкома КПРФ