У родственников коррупционеров отберут имущество
Член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, депутат Юрий Синельщиков сообщил "Известиям", что в ближайшее время им будет подготовлен законопроект с поправками в Уголовный кодекс России. Изменения коснутся законодательных норм по конфискации собственности у родственников лиц, совершивших коррупционные преступления, в случае если будет доказано, что эта собственность приобретена на незаконно полученные средства.
Для подготовки законопроекта депутат от КПРФ запросит информацию и статистические данные от Счетной палаты и силовых органов.
— Здесь очень многое надо проработать, поскольку мы можем затронуть презумпцию невиновности. Но при упорной работе группы депутатов — а такой серьезный закон лучше готовить коллективно — мы сможем избежать нарушений конституционных норм. Подобные идеи уже несколько месяцев бродят в Думе, но эта задача непростая и разом ее не решить, — сказал Синельщиков.
Идеи о конфискации по коррупционным делам уже давно обсуждаются в нижней палаты парламента. Также подобная инициатива звучала в Кремле и Счетной палате.
В конце ноября депутаты-единороссы Борис Резник и Сергей Тен уже внесли в Госдуму проект закона о конфискации имущества преступников, осужденных за коррупцию. В начале декабря глава администрации президента Сергей Иванов подтвердил возможность принятия норм о конфискации, в том числе указав на то, что зачастую коррупционеры переписывают всё имущество, нажитое преступным образом, на своих родственников.
Директор департамента юридического обеспечения Счетной палаты Сергей Жук заявил, что имущественную ответственность за хищение федеральных средств и собственности необходимо усиливать. Источник "Известий" в контрольном ведомстве подтвердил готовность Счетной палаты участвовать в разработках законопроектов, предусматривающих конфискацию имущества у коррупционеров.
— Наказание в виде имущественных изъятий необходимо. Мы готовы с представителями парламента искать эффективные механизмы по возвращению украденных государственных средств, — заявил собеседник.
Лидер движения "За честный рынок" и эксперт Национального антикоррупционного комитета Илья Хандриков заметил, что много времени потеряно. В частности, до сих пор не ратифицирована 20-я статья Конвенции ООН против коррупции.
— Чиновникам создали препятствия в легализации средств внутри страны, но дали время вывести их за границу, — сказал специалист. — А сейчас, когда появился негативный прогноз цен на нефть, власть стала закручивать все болты и доставать заначки. В такой ситуации резко и со всех сторон ударить по коррупции — единственный выход.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов поддержал идею конфискации имущества родственников коррупционеров. По мнению единоросса, это позволит убрать один из механизмов сохранения преступником наворованных денег.
— Мера по отъему имущества, в том числе и коллективному отъему у преступников такого уровня, были предложены президентом еще по закону о террористах. Вполне логично, что хорошая идея лидера страны была взята на вооружение законотворцами, — заметил Костунов. — Нужно конфисковать имущество как коррупционеров, так и их семей, чтобы, выходя из тюрьмы, он понимал, что он теперь абсолютно нищий и ему просто не на что жить. Это станет дополнительной мотивацией не красть.
Ранее Госдумой были приняты нормы, которые разрешают конфисковать имущество родственников террористов, если суд сможет доказать его преступное происхождение. Президент поддержал парламентариев. Несколько дней назад "эсер" Олег Нилов внес законопроект, который в случае принятия разрешит конфискацию имущества у родственников наркодилеров.
Директор центра стратегических исследований Андрей Пионтковский высказал мнение, что принятие норм по конфискации имущества у родственников террористов, наркоторговцев и коррупционеров может привести к негативным последствиям.
— Такая система — скользкая дорожка, чреватая различными событиями вроде официального раскулачивания. Такими мерами прикрывают недостатки в борьбе с коррупцией, ссылаясь на нехватку репрессивных мер, пытаясь оправдать бреши в своей политике, — считает политолог. — Боюсь, что такой закон станет орудием клановой борьбы и рейдерских налетов. Я за конфискацию, но я против привлечения родственников.