Чиновников с большими кабинетами ждет уплотнение
Столичное правительство в 2014 году должно разработать нормативы наделения госучреждений имуществом. Как рассказали "Известиям" в департаменте финансов Москвы, данное требование будет включено в постановление мэрии, где говорится о мерах по исполнению бюджета на следующий год. Как рассчитывает департамент финансов, это поможет сократить расходы бюджета, дефицит которого, как предполагается, составит в 2014 году 147 млрд рублей.
По информации департамента финансов, "нормативы наделения государственных учреждений города Москвы имуществом по видам и сферам деятельности" должен к 1 июля 2014 года разработать департамент городского имущества. Это необходимо сделать "в целях оптимизации расходов бюджета на содержание имущества государственных учреждений".
Бюджет Москвы на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов был принят 18 декабря. В 2014 году его доходы составят 1,5 трлн рублей, а расходы — 1,65 трлн рублей. Дефицит бюджета, как ожидается, будет уменьшаться. Если в 2014 году он составит 147 млрд рублей, то в 2016-м — 102 млрд рублей. По оценке департамента экономической политики, реальный дефицит бюджета будет в два раза ниже запланированного, так как город экономит на закупках и нормальный уровень освоения бюджета — 93–96%.
По мнению экспертов, наиболее актуальными нормативы окажутся не для школ и детских садов, а именно для госучреждений, выполняющих управленческие функции.
— Если в каком-то учреждении в одном большом кабинете сидел один человек, то с принятием нормативов появится и правовая основа сказать ему, что он занимает слишком много места, — сказал заведующий кафедрой региональной экономики ВШЭ Алексей Скопин. — К нему в кабинет переедут один или двое его коллег, в результате помещения будут освобождаться и город сможет их продать.
По мнению эксперта, чтобы избавиться от дефицита бюджета, департаменту финансов необходимо "скрести по сусекам", и чем больше будет для этого придумано ограничивающих норм, тем лучше. Эксперт добавил, что во многих случаях государственным учреждениям будет, наоборот, невыгодно продавать имущество. К примеру, государственное учреждение "Гормост" владеет сотнями парковочных мест, которые обычно расположены рядом с мостами и эстакадами и под ними и за использование которых оно берет плату с автомобилистов.
— Можно продать это имущество и получить деньги в бюджет, но сдача его в аренду также приносит и будет приносить деньги, — сказал Алексей Скопин.
При этом имущество, которое принадлежит городу, но используется неэффективно, и так включается в план приватизации и продается.
Как отметил эксперт Института современного развития Никита Масленников, просчитать, сколько имущества необходимо государственному учреждению для эффективной работы, — разумный шаг.
— Если мы говорим об управленческих структурах, то это и здания, и мебель, и автопарк, и средства коммуникации, и канцелярские принадлежности. Даже дома отдыха и санатории могут быть у них на балансе. Можно прописать, что они имеют право закупать: можно обновлять свой автопарк "Мерседасами", а можно БМВ.
Напомним, что еще в конце прошлого года Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило стандарты обеспеченности служебными помещениями чиновников федеральных госорганов. Стандарты разрабатывались по поручению президента Владимира Путина после совещания по поводу расширения Москвы и переезда на присоединенные территории федеральных структур. Ведомство подсчитало, что кабинет министра должен занимать площадь 60 кв. м. Его заместителям полагалось на четверть меньше — 45 кв. м. Руководитель подразделения (например, департамента, управления) может располагать 30 кв. м. Любого другого федерального чиновника планировалось разместить всего на 9 кв. м.