Янукович в цейтноте: США и Евросоюз настойчиво толкают Украину на Запад
СП.
Мало того: представители обеих партий прибыли в Киев и выступили на Майдане. Один из авторов резолюции, сенатор-демократ Кристофер Мерфи заявил манифестантам, что "будущее Украины – в объединении с Европой, и США поддерживают этот ваш выбор". А его коллега, сенатор-республиканец Джон Маккейн, пообещал, что резолюция "будет принята быстро и единогласно". Сторонники евроинтеграции в ответ дружно скандировали "Thank you!"
Масла в огонь подлил и Евросоюз. Еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле объявил, что ЕС приостанавливает переговоры с Киевом по соглашению об ассоциации. "Слова и действия президента и правительства в отношении соглашения расходятся все больше. Их аргументы не имеют никакой связи с реальностью", – написал в Twitter господин Фюле, и возложил вину за принятое Брюсселем решение на президента Виктора Януковича.
Ввиду явной поддержки Запада изменились и требования украинской оппозиции. Евромайдан выдвинул украинскому президенту ультиматум: "Мы решительно предостерегаем Януковича от попытки вернуть нас в прошлое и категорически запрещаем ему подписывать соглашение о вступлении в Таможенный союз". ТС в резолюции оценивается как объединение политическое и для Украины неприемлемое.
Между тем, противостояние сторонников и противников украинской власти в минувшие выходные достигло пика. В Киеве впервые прошли два параллельных митинга – "Евромайдан" и "Антимайдан" правящей "Партии регионов". Каждый из них, по некоторым данным, собрал до 200 тысяч человек.
Все это означает, что Януковича загоняют в угол. От него требуют сделать однозначный выбор между Западом и Востоком, к которому Украина явно не готова, и который ставит ее на грань раскола. По сути, украинское руководство поставлено в жесткий цейтнот – у него практически не остается времени на обдумывание ходов, и оттого вероятность ошибки многократно возрастает.
Сможет ли Украины выйти из политического кризиса?
– Запад демонстрирует беспрецедентное давление на Януковича, – считает заместитель директора Российского института стратегических исследований, руководитель Центра исследования проблем стран СНГ и Балтии Тамара Гузенкова. – Американские и европейские чиновники в открытую вмешиваются во внутренние дела Украины, в значительной степени управляют Майданом, пытаются руководить внутренним украинским законодательным процессом, контролировать Верховную Раду и правительство Украины. И при этом с абсолютно невинным видом прикрываются демагогической демократической риторикой. Дескать, речь идет лишь о волеизъявлении украинского народа, которое они поддерживают.
Это фарисейская политика – иначе не скажешь. На деле, Запад открыто и откровенно принял сторону украинской оппозиции, и пытается манипулировать оппозиционными силами для продвижения идеи подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
"СП": – Можно ли сказать, что Януковича загнали в угол?
– Действительно, ситуация у Януковича на данный момент патовая. Она вполне описывается фразой "казнить нельзя помиловать", и совершенно неясно, в каком месте следует поставить запятую.
Украинское руководство предпринимает попытки минимизировать риски и угрозы для экономики от вступления Украины в зону свободной торговли с ЕС. Янукович – с помощью вице-премьера Сергея Арбузова и группы переговорщиков в Брюсселе – пытается компенсировать экономические потери от возможной существенной корректировки экономического курса.
А оппозиция распускает слухи, что Украина якобы тайно подала заявку на вступление в Таможенный союз, а ТС якобы принял ее к рассмотрению. Хотя ни Янукович, ни премьер Николай Азаров не анонсировали даже возможности такого шага.
В этой ситуации симптоматичен ультиматум оппозиции, который запрещает Януковичу вступать в ТС. На деле оппозиция очень боится такого поворота событий и пытается его предупредить превентивными обвинениями действующей власти. Точно так же действовали украинские "оранжевые" в 2004 году: сначала утверждали, что "Беркут" разгоняет манифестантов на Майдане, хотя их никто пальцем не трогал, потом – что в Киев вводят войска. Сегодня "оранжевая" схема вновь пущена в дело – и не без успеха.
"СП": – Почему Евросоюз сначала открыл переговоры с Януковичем, а теперь их внезапно свернул?
– Евросоюз – если честно – потерял лицо. Если раньше европейские чиновники говорили строго с руководством Украины и выдвигали целый ряд требований, то сейчас пошла чересполосица. ЕС то соглашается на все, то вновь начинает грозить пальчиком.
Мне кажется, это в значительной степени связано с попыткой замазать профессиональный провал группы европейских переговорщиков, которые отвечали за подписание соглашения в Вильнюсе. Они занимались челночной дипломатией, давали рекомендации, указывали Киеву, как и что нужно делать. А всего в шаге от подписания документа Янукович вдруг взбрыкнул. Конечно, это было поражением ЕС, которое теперь европейцы пытаются компенсировать.
Но в результате ситуация дошла до ручки. Когда сенатор Маккейн прилетает в Киев и с крыши высотного здания наблюдает за Майданом – это уже самая настоящая истерика.
"СП": – О чем она свидетельствует?
– О том, что ни США, ни Евросоюз не намерены сдавать Киев без боя – будем называть вещи своими именами. И если Киев не скажет резкое "нет", Запад будет до последнего склонять Банковую к подписанию соглашения об ассоциации.
Пока у Януковича есть небольшой запас во времени – предполагается, что документ может быть подписан весной 2014 года. Но дело осложняется тем, что на Украине идет борьба между группировками внутри элиты – теми, кто настаивает на немедленном подписании соглашения, и другими, кто хочет процесс приостановить, и попытаться хотя бы что-то выторговать для Украины.
При нынешнем раскладе, Украина должна согласиться на все условия ЕС, в том числе политические, и не получить за это никаких экономических преференций и даже элементарных компенсаций. Украинцы говорят о 160-200 млрд. долларов потерь от подключения к соглашению с ЕС. А европейцы готовы в качестве компенсации заплатить 16 млрд. долларов. Сейчас, после обострения ситуации в Киеве, они стали говорить об увеличении этой суммы до 20 млрд. В любом случае, это совершенно несерьезные подачки.
"СП": – Есть ли выход из этой ситуации?
– Украине было бы оптимально взять тайм-аут: не подписывать соглашение с ЕС и не форсировать отношения с Таможенным союзом. России тоже не стоит тянуть Украину на свою сторону изо всех сил.
Евромайдан финансируют олигархические и полуолигархические украинские структуры, которые выступают за немедленное подписание соглашения. Если группа проевропейских олигархов победит и сломает хребет украинскому руководству, соглашение может быть подписано в следующем году. Если же Янукович выдержит удар – протест будет приостановлен, и начнется интенсивный процесс переговоров с Россией, чтобы обеспечить пояс безопасности для украинской экономики. Российская сторона выражает готовность к такому диалогу, причем не только с Украиной, но и в трехстороннем формате Россия-Украина-ЕС.
Но пока до переговоров далеко. Возможно, это покажется грубым, но мне нынешняя ситуация все больше напоминает реакцию Запада во время войны с Грузией. Тогда, в самый острый момент противостояния, Запад тоже вел себя крайне возбужденно, и бросил все информационные ресурсы на поддержку Саакашвили.
Надеюсь, накал страстей спадет к новогодним праздникам. И потом, в январе, взвешенный диалог станет возможным. Бесспорно одно: Украина не должна сдавать своих позиций как национальное государство только ради того, чтобы кучка олигархов и часть политической и интеллектуальной элиты смогли удовлетворить свои проевропейские амбиции…
– Для США политика поддержки оппозиции в других странах становится традиционной, – отмечает руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко. – Ее примеры в последнее время мы видели и в Северной Африке, и на Ближнем Востоке. Теперь – в более осторожной форме – и на Украине.
Я не разделяю легкой истерики оттого, что американские сенаторы приехали в Киев и выступили на Майдане – это их право. Тем не менее, ситуация на Украине накаляется, и Янукович действительно загнан в угол. Ситуация у него патовая. Украинский президент поставлен в исключительно трудное положение, и что самое скверное – как и в 2004 году, предоставлен себе и своим союзникам.
В этой ситуации необходимо, прежде всего, снять внешнюю напряженность. Я не говорю о созыве нового Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – до этого пока не дошло. Но, полагаю, большим игрокам – России, ЕС и США – пора сесть за стол переговоров, и попытаться договориться, как избежать развития событий на Украине по наихудшему сценарию – египетскому или, не дай Бог, ливийскому.
Обращение фашистских оккупантов к жителям Украины
Читайте полную версию на сайте
Мало того: представители обеих партий прибыли в Киев и выступили на Майдане. Один из авторов резолюции, сенатор-демократ Кристофер Мерфи заявил манифестантам, что "будущее Украины – в объединении с Европой, и США поддерживают этот ваш выбор". А его коллега, сенатор-республиканец Джон Маккейн, пообещал, что резолюция "будет принята быстро и единогласно". Сторонники евроинтеграции в ответ дружно скандировали "Thank you!"
Масла в огонь подлил и Евросоюз. Еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле объявил, что ЕС приостанавливает переговоры с Киевом по соглашению об ассоциации. "Слова и действия президента и правительства в отношении соглашения расходятся все больше. Их аргументы не имеют никакой связи с реальностью", – написал в Twitter господин Фюле, и возложил вину за принятое Брюсселем решение на президента Виктора Януковича.
Ввиду явной поддержки Запада изменились и требования украинской оппозиции. Евромайдан выдвинул украинскому президенту ультиматум: "Мы решительно предостерегаем Януковича от попытки вернуть нас в прошлое и категорически запрещаем ему подписывать соглашение о вступлении в Таможенный союз". ТС в резолюции оценивается как объединение политическое и для Украины неприемлемое.
Между тем, противостояние сторонников и противников украинской власти в минувшие выходные достигло пика. В Киеве впервые прошли два параллельных митинга – "Евромайдан" и "Антимайдан" правящей "Партии регионов". Каждый из них, по некоторым данным, собрал до 200 тысяч человек.
Все это означает, что Януковича загоняют в угол. От него требуют сделать однозначный выбор между Западом и Востоком, к которому Украина явно не готова, и который ставит ее на грань раскола. По сути, украинское руководство поставлено в жесткий цейтнот – у него практически не остается времени на обдумывание ходов, и оттого вероятность ошибки многократно возрастает.
Сможет ли Украины выйти из политического кризиса?
– Запад демонстрирует беспрецедентное давление на Януковича, – считает заместитель директора Российского института стратегических исследований, руководитель Центра исследования проблем стран СНГ и Балтии Тамара Гузенкова. – Американские и европейские чиновники в открытую вмешиваются во внутренние дела Украины, в значительной степени управляют Майданом, пытаются руководить внутренним украинским законодательным процессом, контролировать Верховную Раду и правительство Украины. И при этом с абсолютно невинным видом прикрываются демагогической демократической риторикой. Дескать, речь идет лишь о волеизъявлении украинского народа, которое они поддерживают.
Это фарисейская политика – иначе не скажешь. На деле, Запад открыто и откровенно принял сторону украинской оппозиции, и пытается манипулировать оппозиционными силами для продвижения идеи подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
"СП": – Можно ли сказать, что Януковича загнали в угол?
– Действительно, ситуация у Януковича на данный момент патовая. Она вполне описывается фразой "казнить нельзя помиловать", и совершенно неясно, в каком месте следует поставить запятую.
Украинское руководство предпринимает попытки минимизировать риски и угрозы для экономики от вступления Украины в зону свободной торговли с ЕС. Янукович – с помощью вице-премьера Сергея Арбузова и группы переговорщиков в Брюсселе – пытается компенсировать экономические потери от возможной существенной корректировки экономического курса.
А оппозиция распускает слухи, что Украина якобы тайно подала заявку на вступление в Таможенный союз, а ТС якобы принял ее к рассмотрению. Хотя ни Янукович, ни премьер Николай Азаров не анонсировали даже возможности такого шага.
В этой ситуации симптоматичен ультиматум оппозиции, который запрещает Януковичу вступать в ТС. На деле оппозиция очень боится такого поворота событий и пытается его предупредить превентивными обвинениями действующей власти. Точно так же действовали украинские "оранжевые" в 2004 году: сначала утверждали, что "Беркут" разгоняет манифестантов на Майдане, хотя их никто пальцем не трогал, потом – что в Киев вводят войска. Сегодня "оранжевая" схема вновь пущена в дело – и не без успеха.
"СП": – Почему Евросоюз сначала открыл переговоры с Януковичем, а теперь их внезапно свернул?
– Евросоюз – если честно – потерял лицо. Если раньше европейские чиновники говорили строго с руководством Украины и выдвигали целый ряд требований, то сейчас пошла чересполосица. ЕС то соглашается на все, то вновь начинает грозить пальчиком.
Мне кажется, это в значительной степени связано с попыткой замазать профессиональный провал группы европейских переговорщиков, которые отвечали за подписание соглашения в Вильнюсе. Они занимались челночной дипломатией, давали рекомендации, указывали Киеву, как и что нужно делать. А всего в шаге от подписания документа Янукович вдруг взбрыкнул. Конечно, это было поражением ЕС, которое теперь европейцы пытаются компенсировать.
Но в результате ситуация дошла до ручки. Когда сенатор Маккейн прилетает в Киев и с крыши высотного здания наблюдает за Майданом – это уже самая настоящая истерика.
"СП": – О чем она свидетельствует?
– О том, что ни США, ни Евросоюз не намерены сдавать Киев без боя – будем называть вещи своими именами. И если Киев не скажет резкое "нет", Запад будет до последнего склонять Банковую к подписанию соглашения об ассоциации.
Пока у Януковича есть небольшой запас во времени – предполагается, что документ может быть подписан весной 2014 года. Но дело осложняется тем, что на Украине идет борьба между группировками внутри элиты – теми, кто настаивает на немедленном подписании соглашения, и другими, кто хочет процесс приостановить, и попытаться хотя бы что-то выторговать для Украины.
При нынешнем раскладе, Украина должна согласиться на все условия ЕС, в том числе политические, и не получить за это никаких экономических преференций и даже элементарных компенсаций. Украинцы говорят о 160-200 млрд. долларов потерь от подключения к соглашению с ЕС. А европейцы готовы в качестве компенсации заплатить 16 млрд. долларов. Сейчас, после обострения ситуации в Киеве, они стали говорить об увеличении этой суммы до 20 млрд. В любом случае, это совершенно несерьезные подачки.
"СП": – Есть ли выход из этой ситуации?
– Украине было бы оптимально взять тайм-аут: не подписывать соглашение с ЕС и не форсировать отношения с Таможенным союзом. России тоже не стоит тянуть Украину на свою сторону изо всех сил.
Евромайдан финансируют олигархические и полуолигархические украинские структуры, которые выступают за немедленное подписание соглашения. Если группа проевропейских олигархов победит и сломает хребет украинскому руководству, соглашение может быть подписано в следующем году. Если же Янукович выдержит удар – протест будет приостановлен, и начнется интенсивный процесс переговоров с Россией, чтобы обеспечить пояс безопасности для украинской экономики. Российская сторона выражает готовность к такому диалогу, причем не только с Украиной, но и в трехстороннем формате Россия-Украина-ЕС.
Но пока до переговоров далеко. Возможно, это покажется грубым, но мне нынешняя ситуация все больше напоминает реакцию Запада во время войны с Грузией. Тогда, в самый острый момент противостояния, Запад тоже вел себя крайне возбужденно, и бросил все информационные ресурсы на поддержку Саакашвили.
Надеюсь, накал страстей спадет к новогодним праздникам. И потом, в январе, взвешенный диалог станет возможным. Бесспорно одно: Украина не должна сдавать своих позиций как национальное государство только ради того, чтобы кучка олигархов и часть политической и интеллектуальной элиты смогли удовлетворить свои проевропейские амбиции…
– Для США политика поддержки оппозиции в других странах становится традиционной, – отмечает руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН Виктор Мироненко. – Ее примеры в последнее время мы видели и в Северной Африке, и на Ближнем Востоке. Теперь – в более осторожной форме – и на Украине.
Я не разделяю легкой истерики оттого, что американские сенаторы приехали в Киев и выступили на Майдане – это их право. Тем не менее, ситуация на Украине накаляется, и Янукович действительно загнан в угол. Ситуация у него патовая. Украинский президент поставлен в исключительно трудное положение, и что самое скверное – как и в 2004 году, предоставлен себе и своим союзникам.
В этой ситуации необходимо, прежде всего, снять внешнюю напряженность. Я не говорю о созыве нового Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – до этого пока не дошло. Но, полагаю, большим игрокам – России, ЕС и США – пора сесть за стол переговоров, и попытаться договориться, как избежать развития событий на Украине по наихудшему сценарию – египетскому или, не дай Бог, ливийскому.
Обращение фашистских оккупантов к жителям Украины
Фото: Андрей Мосиенко/Коммерсантъ