"Вечерний Барнаул": маркетинг на тот свет

Ритуальный бизнес – дело деликатное, предпринимателю постоянно приходится балансировать на границе между финансовой и этической сторонами вопроса

К сожалению, если баланс нарушается, перевес, как правило, происходит не в сторону этики. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться со статьей Любви Дегтяревой ("Вечерний Барнаул").

Советы "потустороннего" 

Барнаульская пенсионерка Мария Васильевна была труженицей тыла в Великую Отечественную войну. Поэтому когда на 9 Мая ей пришла открытка с поздравлениями, сентиментальная пенсионерка очень обрадовалась. Однако кроме поздравлений к открытке прилагалось маленькое приложение – реклама похоронного агентства. Слоган лишний раз напомнил Марии Васильевне: "От этого никто не застрахован!".

Надо сказать, Мария Васильевна была довольно бодрой и активной представительницей своего почтенного возраста, поэтому надеялась отложить вопрос собственного погребения хотя бы на десяток лет.

Пенсионерка в расстроенных чувствах не смогла досмотреть парад на Красной площади. Телевизор пришлось выключить, а самой прилечь.

– Приезжаю, а мама в таком состоянии, что мне страшно стало, – рассказывает Сергей, сын Марии Васильевны. – Расспросил, что да как, а потом позвонил по предложенному в листовке номеру.

Диалог был коротким. Извинений сотрудники агентства не принесли, лишь выразили недоумение, что сын совсем не озабочен, как и где ему хоронить пока еще живую мать. Возраст-то нешуточный. Ведь не думает же Сергей, что она будет жить вечно?

– Максимум, за что можно привлечь агентство ритуальных услуг, это незаконная реклама, факт которой еще нужно доказать через суд, – комментирует юрист Татьяна Жданова. – Хотя то, что предложили пенсионерке, чудовищно. Закон никак не контролирует этическую сторону поведения похоронных агентов.

К слову, в 2004 году даже было отменено обязательное лицензирование таких предприятий.

– Коллеги запросто могли такое устроить, – утверждает ритуальный агент Татьяна Бондарева. – Дело в том, что в наше время, особенно среди людей пожилого возраста, очень много тех, кто готовит себе похороны заранее и самостоятельно.

Одна из знакомых Татьяны, клиенткой ее назвать даже язык не поворачивается, позвонила ей, чтобы обговорить все детали собственного погребения.

– Мы сели и записали все, что она хотела, – рассказывает Татьяна. – Она просила, чтобы тело забальзамировали, выбрала себе модель гроба, надгробной плиты. Мы обговорили, как и где пройдут поминки, она оставила номера телефонов своих подруг, которым я пообещала сообщить о смерти этой дамы.

Люди заранее готовятся к смерти, шьют платья и костюмы на заказ, прикупают чулки и обувь. Вместе с агентами они выбирают наиболее удачное фото для портрета к надгробию, смотрят фасоны гробов по каталогам. Молодой человек приспрашивался, сколько будет стоить развеять его прах над рекой, как Индиры Ганди.

– Многие привыкли заботиться о себе сами, – считает ритуальный агент. – Однако работа агента должна заключаться в том, чтобы ждать звонка, а не делать первые шаги самому.

Второе – со скидкой 

Татьяна Марченко попала в еще более абсурдную ситуацию. Ей позвонили на мобильный телефон и предложили купить надгробие по невероятно низкой цене. А если Татьяна надумает сделать приобретение до конца месяца, то ей несказанно повезет, второе надгробие она сможет купить со скидкой 50%.

– Ладно одно, но второе-то мне зачем? – поинтересовалась жительница Барнаула у собеседницы из агентства. На что девушка приятным голосом невозмутимо ответила:

– Может, кому-нибудь из родственников пригодится. Неужели никто помирать не собирается?..

Звонили и старикам, и молодежи. Кто-то реагировал с юмором, кто-то хватался за сердце, но все отвечали, что в предоставлении ритуальных услуг не нуждаются.

– Сомневаюсь в эффективности такого маркетингового хода, – рассуждает руководитель PR-агентства "Организатор" Екатерина Оселедченко. – Вряд ли кто-то закажет услуги этого агентства и это положительно повлияет на его имидж.

Другой вопрос, откуда берутся номера мобильных телефонов у ритуальных агентов. Сами они отвечали, что номера есть в базе. Но большинство получателей звонков не припомнит, чтобы заказывали ритуальные услуги.

– Телефоны чаще всего приобретают в супермаркетах, где вы заполняете анкету на получение дисконтной карты, – поясняет Екатерина. – Вообще, насколько мне известно, деятельность таких агентств можно пресечь с помощью антимонопольной службы. Достаточно много случаев, когда запрещали рекламу, которая задевает чьи-либо чувства и нарушает нормы морали.

Цинизм по другую сторону 

Только два вида живых существ хоронят своих близких. Они приносят тела родственников в отведенное для этого место, плачут, забрасывая мертвые тела в одних случаях землей, в другом – ветками. Это люди и слоны. Правда, слоны в отличие от людей хоронят только мертвых.

– Я могу понять, когда человек готовится к тому, чтобы отойти в мир иной, – говорит директор ритуального агентства "Поминовение" Андрей. – Он откладывает деньги, договаривается обо всех деталях своих похорон, и это нормально. Мы все под Богом ходим. Я не могу понять, когда родственники еще живого человека, пусть больного и немощного, звонят с вопросами, сколько стоит, где сэкономить, что будет дешевле. Пытаюсь объяснить, что нельзя хоронить человека, который еще не преставился, но на том конце провода все уже продумано и решено.

В общем, иногда не мешало бы людям хоть немного походить на слонов. Огромное количество таких случаев знают ритуальные агенты, и вот только один из них.

Людмила Алексеевна, чувствуя, что здоровье с каждым днем ухудшается, начала откладывать похоронные. У нее заранее были припрятаны волосы в подушку для гроба, чтобы соблюсти традиции, а между Толстым и Достоевским лежали 80 тысяч рублей. Этого должно было хватить и на достойные похороны, и на скромные поминки. Под кроватью у старушки лежала надгробная плита, которую она периодически протирала от пыли влажной тряпочкой. На плите была выгравирована дата рождения и оставлено место под гравировку даты смерти.

– Когда приехал агент, с которым договаривалась бабушка, денег на похороны у родственников не было, – печально подытожила Татьяна Бондарева. – Закопали за муниципальный счет.

А надгробие так и осталось с одной датой.

И не придерешься. Закон не нарушали, а деньги… Какие деньги? Наверное, старушка оговорилась на старости лет, откуда у нее столько?..

Собственно, как хоронить родственников и как продвигать свой бизнес, это личное дело каждого. Вопрос не контролируется юридически, хотя закон частично и основан на нормах морали. Предприниматель, бизнесмен или близкий человек усопшего сами должны определять границы дозволенного в этом щекотливом вопросе. Но почему "определять" и "стирать" в наше время становится синонимами, лично для меня – загадка.

СПРАВКА "ВБ"

Похороны на любой вкус

В похоронном бизнесе в мире существует такая большая конкуренция, что некоторые предприниматели придумали необычные способы привлечения клиентов.

Американская компания предлагает сделать из праха умершего простые карандаши. При кремации выделяется углерод, который служит для изготовления графитовых стержней.

Чтобы подчеркнуть, насколько ценен был для вас усопший, бизнесмены предлагают сделать из его праха настоящую драгоценность. Углерод помещается в уникальный алмазный пресс, копирующий силы природы. Алмаз, которому необходимы миллионы лет, чтобы произойти естественным путем, теперь может быть создан из углерода умершего человека в течение нескольких месяцев.

Читайте полную версию на сайте