Прокуратура завершила проверку по факту происшествия на реке Иртыш с теплоходом «Полесье-8», в котором погибли 6 пассажиров

Западно-Сибирская транспортная прокуратура завершила проверку по факту столкновения 17.08.2013 на 1857 км реки Иртыш (Омская область) на судовом ходу пассажирского теплохода на подводных крыльях "Полесье-8" (судовладелец ОАО "Омский речной порт") с несамоходной баржей "Б-908", перевозившей песок. В результате транспортного происшествия 6 человек погибло, 43 получили телесные повреждения, в т.ч. 8 детей.

Как сообщила сегодня, 5 декабря, старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ, общественностью и правовому обеспечению  Оксана Горбунова, в ходе проверки выявлены многочисленные нарушения законодательства РФ о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте в деятельности ОАО "Омский речной порт", а также контролирующих органов.

Установлено, что ОАО "Омский речной порт" предрейсовые и послерейсовые осмотры судоводителей проводились формально, без использования алкотестеров либо иных специальных медицинских приборов. Так, в день транспортного происшествия 17.08.2013 фактически предрейсовый осмотр капитана судна "Полесье-8" не проводился, в журнал внесены фиктивные сведения о его медосмотре и допуске. Впоследствии по результатам проведенного судебно-химического исследования, в его крови был обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,03 промилле.

13.07.2013 и 14.07.2013 ОАО "Омский речной порт" осуществлялась безлицензионная деятельность по перевозкам пассажиров на теплоходе "Полесье-8", поскольку судно лишь 15.07.2013 было включено в перечень объектов, используемых при осуществлении данного вида деятельности.

Кроме того, для получения лицензии на осуществление перевозок пассажиров внутренним водным транспортом ОАО "Омский речной порт" в лицензирующий орган (Обь-Иртышское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) был представлен фиктивный приказ о наличии на предприятии лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов. В действительности, вопреки требованиям водного законодательства РФ, в ОАО "Омский речной порт" отсутствовало должностное лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях, что создавало предпосылки для наступления транспортных происшествий.

По инициативе транспортного прокурора ОАО "Омский речной порт" и его руководитель привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией), им назначены штрафы в размере 100 тысяч рублей и 20 тысяч рублей соответственно.

Решением Куйбышевского районного суда г.Омска по иску транспортной прокуратуры приказ лицензионного органа о предоставлении лицензии ОАО "Омский речной порт" признан незаконным и отменен, а лицензия на перевозку пассажиров - аннулирована.

В деятельности ОАО "Омский речной порт" установлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии контроля за состоянием гидротехнических сооружений, а также в эксплуатации 12 понтонов для высадки и посадки пассажиров  без действующих документов Российского речного регистра, подтверждающих их годность к использованию. В настоящее время транспортной прокуратурой в суд направлено исковое заявление о запрете эксплуатации понтонов и обязании ОАО "Омский речной порт" обеспечить проведение периодического технического обслуживания используемого причального сооружения.

Проверка показала, что Обь-Иртышским управлением Госморречнадзора допускались многочисленные и системные нарушения закона при  проведении предлицензионного контроля теплохода "Полесье-8" ОАО "Омский речной порт" и судов других судовладельцев.

В результате оценки деятельности ФБУ "Обь-Иртышводпуть"  установлено, что в нарушение ст. 34 КВВТ РФ диспетчерское регулирование судов, в т.ч. на участке реки, где произошло происшествие, не осуществлялось, не было принято мер к организации технологической связи. Предусмотренная в структуре ФБУ "Обь-Иртышводпуть" служба лоцманской проводки фактически не была создана.

В суд направлено исковое заявление о признании бездействия ФБУ "Обь-Иртышводпуть" незаконным, понуждении ввести обязательное диспетчерское регулирование движения судов на внутренних водных путях Омской области, организовать технологическую связь в Обь-Иртышском бассейне.

В деятельности Обь-Иртышского филиала ФАУ "Российский Речной Регистр" выявлены факты фиктивного освидетельствования судов без их реального осмотра. Так, в июле 2013 г. одним из экспертов филиала был составлен поддельный акт, фиксировавший неисправность главного двигателя теплохода "Полесье-8", который еще в мае-июне был заменен на новый.  Кроме того, установлены случаи допуска к эксплуатации судов, неукомплектованных в соответствии с требованиями закона средствами радиосвязи, пожарным снабжением.

Так, несмотря на то, что судовладельцем не было обеспечено наличие на теплоходе "Полесье-8" соответствующего радиооборудования, предусмотренного требованиями Правил Российского Речного Регистра для обеспечения непрерывной связи на маршруте Омск-Ачаир, экспертом Обь-Иртышского филиала судно признавалось годным к плаванию, чем создана непосредственная угроза безопасности судоходства

По фактам выявленных нарушений Западно-Сибирской транспортной прокуратурой руководителям Обь-Иртышкого управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФБУ "Обь-Иртышводпуть", Обь-Иртышского филиала ФАУ "Российский Речной регистр" внесены представления об устранении нарушений законодательства РФ  о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, подготовлен проект представления об устранении нарушений действующего законодательству Министру транспорта Российской Федерации.

Читайте полную версию на сайте