Мужчина и женщина в советской стране
Мужчина и женщина в советской стране, - так называется статья Галины Иванкиной, опубликованная на сайте ussrlife.blogspot.co.il. Предлагаем читателям ИА "Амител" с ней ознакомиться.
Я бы никогда не могла предположить, что тема, связанная с взаимоотношениями полов в Советском Союзе сделается предметом насмешек, домыслов, а также - восхищения и особого (иной раз даже – болезненного) интереса. Не мудрено, ибо слишком много легенд и сплетен крутится вокруг этой темы. Более того – она вызывает ожесточённые споры в популярных блогах, на телевидении и в печати…
"Мы были целомудренными и нацеленными на создание крепкой семьи!", - утверждают одни. "Мы были забитыми и закомплексованными, а месткомы на полном серьёзе разбирали дела неверных супругов", - жёстко парируют другие.
Дамский вопль: "Секса у нас нет!", вырванный из контекста, цитируется вот уже четверть века с завидным постоянством, и никто не хочет дослушать этот спич до конца, а ведь речь-то шла не о жизни, а конкретно — о рекламе на телевидении.
Советскую систему также принято обвинять в гомофобии и в жестоком, непримиримом отношении ко всем "иным", в том числе и к childfree (вспомните так называемый "налог на бездетность"). И никому почему-то не приходит в голову, что и в "цивилизованном мире" толерантность – не такое уж давнее изобретение.
Но тот факт, что в СССР шла активная пропаганда здоровой – традиционной — семейной жизни, отрицать не приходится. Даже оголтелые антисоветчики с ностальгическим умилением вспоминают своё детство, своих счастливых родителей, целомудренных одноклассниц и первую любовь, случившуюся на первом курсе.
С другой стороны, по интернету гуляют подделки или, как нынче принято говорить –фейки, содержащие откровенно ложные сведения. А так как люди сейчас все знания о мире получают, не выходя из on-line-а, то уже не приходится говорить о детальном освоении темы. Главное — вовремя сделать простенькое телодвижение под названием ‘copypast’ и всем вместе посмеяться над каким-нибудь опусом.
"Во дают, а?!" Так, некоторое время назад по сети гуляла странная "цитата", якобы, взятая из книги по домоводству 1960-х годов. Я привожу часть этого текста, дабы вы могли насладиться степенью умственной незамутненности. Итак, вы вспомнили наши 1960-е? А теперь читаем!
"Вы должны помнить, что к приходу мужа со службы нужно готовиться ежедневно. Подготовьте детей, умойте их, причешите и переоденьте в чистую, нарядную одежду. Они должны построиться и приветствовать отца, когда он войдет в двери. Для такого случая, сами наденьте чистый передник и постарайтесь себя украсить — например, повяжите в волосы бант. В разговоры с мужем не вступайте, помните, как сильно он устал, и на что ему приходится идти каждодневно на службе, ради вас — молча накормите его, и, лишь после того, как он прочитает газету, вы можете попытаться с ним заговорить".
Насладились уже? Я так и знала! Вы представили себе девушку-шестидесятницу, вашу маму-походницу, студентку МИФИ или МИСИ, которая повязывает бант, передник и безропотно ждёт мужа. А он, гад, закопал её диплом и насильно поставил к плите? Но что самое дикое – многие люди в это поверили.
"Я знала, что в Совке женщину считали за бессловесных тварей, но чтобы такое…!" Или: "Ужас! Они сидели дома, в то время как их сверстницы на западе делали карьеру!".
Разумеется, были и те, кто с лёгкостью распознали фейк. Неудивительно! Скажу больше – это пособие, как раз, писалось для американских женщин. Дело в том, что после войны в США, да и в странах Европы тоже, получил распространение женский тип под названием ‘fly-lady’. То была привлекательная, холёная домохозяйка с утончёнными манерами и красивой фигурой. Её крохотный мир – это пространство идеально обустроенной кухни, богатой гостиной и, разумеется, уютной детской.
Она не намеревалась штурмовать офис, как не собиралась рубить дрова, перепахивать поле и приручать нейтрино. Никаких коней на скаку и горящих изб. Появление ‘fly-lady’ в качестве эталона "настоящей женщины" было своеобразной реакцией на пережитые военные лишения. Всем тогда остро хотелось уюта, семейного тепла, домашней пищи.
Мужчина желал видеть рядом с собой обаятельную и покладистую красавицу. В СССР феномена ‘fly-lady’ не могло быть, в принципе, потому что наши женщины были заняты на производстве и частенько занимали сугубо "мужские" должности. И всё это не мешало им выходить замуж и рожать детей.
В Советском Союзе наблюдалась интересная ситуация – с одной стороны главенствовал сугубо урбанистический, "цивилизаторский" принцип включения женщины в производство, а с другой стороны – никуда не исчезли традиционные, старорусские обыкновения, вроде хранения невинности до свадьбы и обзаведения крепкой семьёй.
Бытовала даже присказка, что "…один ребёнок – это ещё не семья", а дамские журналы показывали идеальность семейств, где воспитываются по двое-трое-четверо детей. В общем, получалось парадоксальное смешение несмешиваемых компонентов, а устремлённость в Будущее уживалась с культом Прошлого.
Кстати, вы заметили, что в лексиконе советского агитпропа бытовало понятие "советская женщина", но при этом отсутствовал термин "советский мужчина"? Также в печати и на плакатах постоянно встречались словосочетания "советские дети" и "советская семья". Мужчина же выступал исключительно в социально-профессиональной ипостаси – советский воин, советский рабочий и так далее. Женщина рассматривалась, прежде всего, как носительница поло-ролевой функции.
Да. Она могла быть учёным, космонавтом, комбайнёром, но при этом она оставалась именно женщиной. Смотрите — в стране отмечался Международный Женский День 8 марта, тогда как мужским праздником был День Советской Армии и Военно-Морского Флота - 23 февраля. То есть даже на уровне пропаганды женщину считали, большей частью, хранительницей рода. Правда, так было не всегда. Вспомним первые послереволюционные годы!
В 1920-х годах случалось много перегибов, курьёзов и даже откровенного вредительства, которое, впрочем, было завуалировано "революционной целесообразностью" или ещё каким-нибудь "сломом старого мира". Более того, в эти годы вовсю провозглашалась концепция "человека – машины", то есть организм объявлялся неким набором деталей, а любовь отныне считалась проявлением инстинктов и обычным биохимическим процессом. Всё.
Потому что души, как объяснили вожди, вовсе нет. Осталась одна биохимия. И вообще, скоро мы научимся управлять человеческим мозгом при помощи радиоволн, а со временем будем бессмертными, как “регреtum mobile”. "Новому человеку – новый быт!" — кричали лозунги. Под "новым бытом" подразумевались и дома-коммуны, и фабрики-кухни, и даже – относительная свобода половых отношений, выраженная в дискуссионном вопросе: "Может ли комсомолка отказать комсомольцу?"
Эпатажная революционерка Александра Коллонтай провозглашала, что половой аскетизм (то есть нормальные брачно-семейные отношения) – это буржуазный предрассудок. Многие "мыслители", ссылаясь на произведения утопистов Ренессанса и Галантного Века, утверждали, что в идеальном обществе жёны и дети будут общими.Но 1920-е годы – это эпоха громких диспутов, посему бытовала и полярная точка зрения.
Другими деятелями подчёркивалось, что свободная любовь – это, как раз, проявление буржуазной разнузданности. Так, в журнале "Физкультура и спорт"за 1929 год читаем:
"Всякий, кто задумается над половым вопросом, сразу увидит, что половая жизнь современного общества ненормальна. Естественная потребность и необходимость продолжения рода буржуазной культурой, буржуазным бытом и воспитанием извращена и искажена".
Возникали и совсем уж парадоксальные тексты, вроде "Двенадцати половых заповедей революционного пролетариата" (1924) Арона Залкинда. Автор пишет:
"Чисто физическое половое влечение недопустимо с революционно-пролетарской точки зрения. Половое влечение к классово-враждебному, морально-противному, бесчестному объекту является таким же извращением, как и половое влечение человека к крокодилу, к орангутангу".
В эти годы заключение и расторжение брака имели облегчённый характер. Достаточно упомянуть такие культовые вещи, как "Двенадцать стульев" Ильфа — Петрова и "Не может быть!" Михаила Зощенко. Помните? "В следующий раз быстро не женись!"
Плакаты со словами "Долой кухонное рабство!" подразумевали, что свободная женщина-труженица не обязана быть ещё и домохозяйкой. Долой примус! Да здравствует фабрика-кухня! Предполагалось, что люди наконец-то перестанут готовить дома и будут посещать комфортабельные и эстетически привлекательные столовые… Но время экспериментов закончилось – начались тридцатые годы, которые во многом были антиподом предыдущего десятилетия.
Сталинская эпоха – время возврата к имперским традициям, к "дедовским" обыкновениям и добродетелям, к пестованию крепких семейств. В жизнь советского человека начали возвращаться забытые праздники и утраченные привычки.
Сергей Щипачёв в 1939 году написал стихотворение, которое можно называть "программным":
"Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Всё будет: слякоть и пороша.
Ведь вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить".
Это стихотворение можно считать знаком-символом, характеризующим идеальные отношения полов в СССР. Любовь, верность, преодоление общих трудностей. Или, как пелось в известной советской песне:
"И так же, как в жизни каждый, любовь ты встретишь однажды,
С тобою, как ты, отважно сквозь бури она пройдёт,
И снег, и ветер, синих звёзд ночной полёт,
Меня мое сердце в тревожную даль зовёт".
Кстати, напомню, что 7 марта 1934 года принята статья 121 УК РСФСР, согласно которой гомосексуализм стал караться лишением свободы на срок до 5 лет, а в случае применения физического насилия или его угроз, или в отношении несовершеннолетнего, или с использованием зависимого положения потерпевшего – до 8 лет…
С 1936 по 1955 год в стране были законодательно запрещены аборты (за исключением тех, которые производились по медицинским основаниям), хотя борьба с ними через прессу велась и до, и после. Кстати, тема половой жизни в советской печати освещалась и до Перестройки, просто об этом строчили не борзые журналисты, пишущие на все темы подряд, а врачи, социологи и психологи — в журнале под названием "Здоровье". Тексты были научно-популярного содержания и без той самой гнилой "клубнички", которая сделалась источником дохода для ряда современных СМИ.
Ещё интересный момент. Как известно, советская дидактика была на редкость эклектична – в ней спокойно уживались "пролетарская мораль", крестьянские, старорусские представления о семье и – …дворянские добродетели, почерпнутые из школьной классики и популярной приключенческой литературы. Девочки учились женственности на примерах Наташи Ростовой и Татьяны Лариной, а также разбирали на уроках образы "тургеневских девушек".
Потом, приходя из школы мы зачитывались "Виконтом де Бражелоном", "Графиней де Монсоро" и "Консуэло". Мальчишки учились политесу у мушкетёров, у Дон-Кихота и у Айвенго. Так возник исключительно советский феномен "крапивинских мальчиков" — детей-аристократов (sic!) из книг писателя Владислава Крапивина.
В пособиях, вроде "Эстетики поведения" (1964) говорилось о том, что мужчина должен подавать женщине руку, пропускать её вперёд, придерживать ей дверь, подавать пальто и ухаживать за столом. Неизменно подчёркивалось, что, несмотря на включенность наших женщин в общественно-полезный труд, они всё равно остаются Прекрасными Дамами и Дульсинеями.
В кинокартинах постоянно показывали рыцарственное отношение простого работяги к своей возлюбленной. Так, монтажник-высотник Коля Пасечник из фильма "Высота" (1957) поёт романсы на стихи Дениса Давыдова и упражняется в красивом ухаживании за девушкой Катей.
Что мы видим сейчас? Открываем газету "Культура" (№35) и читаем материал автора Анатолия Антонова "СМИ делают все, чтобы семьи не было". Антонов пишет:
"Наша цивилизация добивается успеха в материальных и технических направлениях, но пока не нашла, помимо религии, эффективных стимулов для сохранения семьи. Мы живем в мире, где происходит имитация семейной жизни. Сегодня легко наблюдать, что происходит с семьей, на примере публичных людей. Все они многократно женятся, сожительствуют, меняют партнеров, демонстрируют поистине извращенные союзы, когда молодой мальчик, например, женится на старой женщине. Это и есть уничтожение традиционной семьи.
Сотрудники нашей кафедры провели анализ СМИ, кино и телевидения, и пришли к выводу, что практически все российские средства массовой информации в основном работают против семьи. Они не только не поощряют семью с тремя-четырьмя детьми и двумя родителями, находящимися в постоянном браке, но делают все, чтобы такой семьи не было".
Листаем глянцевую и дамскую прессу – мужчинам и женщинам советуют "искать разнообразие", рассказывают о проблемах, с которыми может столкнуться любитель свингер-вечеринок, учат жизни покинутых жён и отставленных кавалеров.
Выпускаются книжонки, рассказывающие подросткам о сексе. Ну, и, разумеется, отовсюду звучит рефрен, что гомофобия – это нравственный выбор трамвайного быдла и дворовой гопоты. А современные мужчина и женщина становятся заложниками этой помойной "индустрии".
Можно, конечно, долго говорить о том, что нас, мол, развращают, заставляют, понуждают. А своя голова – где? Не нравится образ "раскованных креаклов"? Берите пример с советских людей. Благо, фильм "Девчата" крутится по всем каналам, да и не только по праздникам.
P.S.В дневниках начальника генштаба гитлеровского вермахта генерал-полковника Гальдеера есть рассуждения о том, что на оккупированной части СССР слишком часто немецким солдатам и офицерам попадаются девственницы. И делает неожиданный вывод — такую морально целостную нацию победить будет слишком сложно. Сейчас бы он таких слов про русскую девушку не написал …
Галина Иванкина