Болгары ответили на обвинения в использовании старых самолетов

Пламен Атанасов, исполнительный директор болгарской компании Bulgarian Aviation Group, которая через ЗАО "Тат-аэро" была совладельцем авиакомпании "Татарстан", изложил "Известиям" свое видение ситуации вокруг поставки в Татарстан старых Boeing 737-500, один из которых недавно разбился в Казани. Болгарские предприниматели утверждают, что они планировали обновить парк авиакомпании новыми и современными европейскими самолетами А320, но российская сторона не дала им завершить контракт. Атанасов также поясняет, что если версия крушения самолета связана с человеческим фактором, то болгары не имеют к этому отношения.

Еще в 2008 году, в разгар экономического кризиса в России, власти Татарстана подписали инвестиционный меморандум с болгарскими инвесторами о реконструкции республиканского аэропорта и обновлении авиапарка АК "Татарстан" на общую сумму $50 млн.

"Совместное предприятие "Тат-аэро", созданное Республикой Татарстан, а также болгарскими компаниями "Ескана Русия" и Bulgarian Aviation Group (BAG), стало первым в своем роде публично-частным партнерством в России, - сообщил "Известиям" Пламен Атанасов. – Мы разработали совместную стратегию развития и реструктуризации ОАО "Авиакомпания "Татарстан", которая была утверждена на всех уровнях и согласована с учредителем – Министерством земельных и имущественных отношений Татарстаном и Советом директоров компании".

По словам Антасова, обновление авиапарка предусматривало несколько этапов. Первый – вывести из эксплуатации старые российские самолеты еще советской постройки и купить "иномарки" Boeing 737 по схеме оперативного лизинга. Второй этап предусматривал замену старых американских самолетов на новейшие и современные европейские авиалайнеры семейства Airbus А320,

Однако, говорит Атанасов, завершить обновление так и не дали. 

"Все было благополучно до 2011 года. Однако затем, в рамках Федеральной стратегии развития авиационной отрасли в России, в авиационных кругах широко тиражировалась позиция официальной Москвы о необходимости укрупнения авиапредприятий, вплоть до сокращения общего количества авиаперевозчиков в России до 3-4 компаний в течение следующие несколько лет. На этой волне ОАО "Авиакомпания "Татарстан" было рекомендовано произвести слияние с ОАО "Ак Барс Аэро", - рассказал Атанасов. 

Эти сведения в беседе с "Известиями" подтвердил арбитр Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Виталий Бордунов:

- Действительно, подобные предложения озвучивали, и даже ранее, до 2011 года.

Иностранные инвесторы, как они говорят, решили, что в этой ситуации им невыгодно дальнейшее сотрудничество с авиакомпанией "Татарстан", и в 2011 году они вышли из совместного управления. Airbus так и не были поставлены в рамках обновления

По данным базы СПАРК, болгарские компании значились долевыми участниками консорциума до 2012 года. При реализации программы изменился состав совета директоров авиакомпании. Совет директоров "Татарстана" стал состоять из шести человек — троих россиян (представители учредителя) и троих представителей болгарского инвестора: Пламена Атанасова, Мирослава Петкова и Влодимира Щърбанова. 

Российские эксперты опровергают утверждения болгарских бизнесменов о том, что с 2008 по 2011 год все работы по инвестиционному соглашению о ремонте аэропорта в Казани и обновления авиапарка выполнялись в полном объеме, без взаимных претензий.

- После прихода болгар в систему управления казанским аэропортом практически все участники консорциума с российской стороны были недовольны их деятельностью, - рассказал "Известиям" гендиректор ассоциации "Аэропорт ГА" Виктор Горбачев. – Люди считали, что вместо реальных изменений, будет лишь высасывание денег и вывод их за рубеж. И действительно, никаких изменений после прихода болгар не произошло.

Партнерство с болгарами стало причиной конфликта между профсоюзом и руководством авиакомпании "Татарстан". Весной 2009 года сотрудники направили письмо в адрес тогдашнего министра транспорта Игоря Левитина и президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Основные претензии авиаторов заключались в том, что иностранные инвесторы не выполнили свои обещания. По их мнению, вместо обновления старого отечественного авиапарка они по факту осуществили поставку подержанных иностранных самолетов. 

По словам Горбачева, аэропорт в Казани "поднимали" за счет российского бюджета буквально за год, с 2012 по 2013, уже после расторжения договора с болгарами. 
- Реконструкция проходила уже перед Универсиадой, и все приходилось делать в авральном режиме, - рассказал "Известиям" Горбачев. 

По мнению болгарских бизнесменов, если возможная причина крушения в Казани старого Boeing связана с человеческим фактором, то они нне имеют к этому никакого отношения.

- Подбор, обучение, сертификация и поддержание квалификации летного состава, являлись и являются прерогативой и прямой ответственностью руководства летного состава российского авиаперевозчика, - отметил Пламен Атанасов.

В заключение Атанасов от лица своих компаний выразил соболезнования семьям погибших: 

"Болгарские акционеры и авиаспециалисты, имевшие отношение к ОАО "Авиакомпания "Татарстан" в период с 2008 по 2011 г. выражают свои глубочайшие соболезнования родным и близким погибших в трагической авиакатастрофе 17.11.2013 в аэропорту Казани. В этот тяжелый момент мы чувствуем себя сопричастными горю наших коллег и друзей в Казани и ставшему нам близким народу Республики Татарстан. В наших мыслях мы с ними!".

Читайте полную версию на сайте