Бизнес возьмут на испуг: ФСБ предложила сделать проверки российских предприятий внезапными

СП.

Возродить принцип внезапности предложили, по его словам, в ФСБ. На днях инициатива обсуждалась на совещании у вице-премьера Ольги Голодец, по итогам которого Роспотребнадзору и Минэкономразвития было дано поручение, проработать этот вопрос, рассказал Онищенко. Сам он также убеждён, что объекты общепита и торговли обязательно нужно проверять без предупреждения.

Уведомительный характер контрольных рейдов (и плановых и внеплановых), действующий в настоящее время, по мнению сторонников внезапности, не гарантирует объективности и не приносит весомых результатов. Они уверены: заранее зная о визите инспекторов, недобросовестные предприниматели успевают прибрать некачественный, левый и поддельный продукт, и к началу проверки выглядят вполне пристойно. Страдает же в любом случае потребитель.

Однако есть и те, кто не видит необходимости возвращаться в прошлое.

"Когда вся контрольная система надзора работает не для того, чтобы следить за обязательными требованиями по безопасности для жизни и здоровья людей, а на то, чтобы снять административную ренту, это только приведет к росту коррупционной составляющей, - уверен вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. – Собственно говоря, в конце 2000-х гг. потому и приняли новую версию закона о контроле за предпринимательской деятельностью, где проверки делились на плановые и внеплановые. И отдельно оговаривалось, что проверки без предупреждения должны проходить по конкретным жалобам и только по согласованию с органами прокуратуры. Теперь, насколько я понимаю, речь идет о том, чтобы вот эти согласования снять".

"СП": - Речь идет о том, что внезапные проверки бизнеса могут возобновиться. А есть такая необходимость?

- Знаете, что мы увидели в первые полгода работы новой версии закона? А мы увидели: когда органы контроля и надзора (а это не только Роспотребнадзор, это все контрольные органы, которые, так или иначе, наблюдают за оборотом продукции) подавали свои заявки на проведение внеплановых проверок, прокуратура 50% их отклоняла как незаконные. В некоторых регионах даже до 80% отклоняла. А если проверки снова станут внезапными, это значит, что контрольный орган надзора свои решения ни с кем согласовывать не будет. То есть, прокуратура в данном случае – какой-никакой, но сторонний орган. Когда орган контроля принимает такие решения самостоятельно,… в этом случае сразу, по крайней мере, две тенденциям высвечиваются. Первая – если эта процедура останется по жалобам, то тут же будут организовываться жалобы со стороны заинтересованных или аффилированных этими проверяющими органами людей, когда кого-то нужно "прижать" или даже отнять бизнес. Или в случае, когда нужно снять ту самую ренту. Наша экономика административная и очевидно, что уровень вот этой административной ренты существенно вырастет. По-сути, мы будем иметь дело с ростом коррупции.

"СП": - По-вашему, усиление контроля за бизнесом в данном случае приведет к росту коррупционной составляющей?

- Без сомнения. Плюс, это приведет к разрастанию самого надзорного аппарата. Когда создается какой-то орган, появляется стол, стул, начальник. Орган начинает расти сам по себе. У нас и так в экономике больше 50% производится в государственном секторе. Аппарат вырос. Понятно, что если решение, о котором мы говорим, будет принято, то оно будет только стимулировать рост этого контрольного надзорного аппарата. Причем не только в тех структурах которые связаны непосредственно с потребительским сектором, но во всем контрольном аппарате.

Не видит необходимости в изменении правил игры и руководитель центра экспертизы проблем предпринимательства "ОПОРЫ России" Андрей Шубин:

- Есть 294-й ФЗ о защите прав предпринимателей при проверках, который действует уже на протяжении нескольких лет. Процедура плановых и внеплановых проверок там строго прописана. В свое время, когда этот закон принимался, были опасения у некоторых контролирующих органов, что последствия его принятия для потребителей будут негативными. Но статистики о том, что ситуация ухудшилась, сегодня нет. Зато мы можем говорить, что закон этот реально снизил давление на предпринимателей. И пока я не вижу ни одной предпосылки, ни одного экономического и финансового обоснования для того, чтобы мы вернулись к внезапным проверкам. Не понимаю, чем вызвано такое решение.

"СП": - Аргумент простой – внезапная форма контроля более результативная…

- Нет, конечно. Это означает только одно - возможность дополнительного давления на бизнес. Поддержание некоего градуса противостояния. На самом деле, при плановых проверках предприниматель знает, на что ему надо дополнительно обратить внимание. Он готовится к ней. То есть, здесь я не вижу никаких особых проблем, с учетом того, что нет никакой статистики по ухудшению ситуации в этой сфере. Сам подход, что это некий такой стимул, что должно быть так – это тоже не аргумент, на мой взгляд. Нужна статистика и нужно смотреть в реальных сферах, ухудшилось что-то, где-то или, наоборот, улучшилось.

"СП": - Пока говорят о двух сферах – торговле и общепите…

- У нас есть рестораторы, которые входят в "ОПОРУ России". И я не могу сказать, что в этих ресторанах плохо – там нет никаких жалоб, нет никаких сигналов о том, что качество продукции или качество оказания услуг страдает. Понятно, что эта сфера важная и нужная, она сопряжена, в том числе, со здоровьем граждан. Но предприниматель - не враг себе. Его прямая заинтересованность в том, чтобы продавать качественную продукцию, чтобы не было никаких отравлений, потому что, если будут нарушения, никто больше не придет. Пугает другое. Пугает опять риторика, что нужен тотальный контроль, потому что предприниматели у нас, они такие-сякие. Изначально опять презумпция виновности накладывается на предпринимателей. На мой взгляд, в таком формате относиться к людям, которые создают рабочие места, поддерживают экономику, платят налоги, недопустимо.

Юрист Общества защиты прав потребителей Алишер Захидов категорически против инициативы, озвученной Геннадием Онищенко:

- Это приведет к дальнейшему закошмариванию бизнеса. И так сегодня избыточное количество контрольных и проверяющих органов. Плюс еще давление со стороны полиции, потому что они по-прежнему "крышуют" бизнес. А если теперь Роспотребнадзору разрешат в свободном режиме, без уведомления приходить, то здесь будет такая схема: давайте, мы зайдем в этот магазин, а давай ка, мы сейчас еще вот по этим пройдемся. Торговля и так находится под очень пристальным контролем надзорных органов. А вся негативная составляющая идет не от того, что они нарушают, а от того, что не выполняется миграционное законодательство и от того, что существуют коррупционная составляющая со стороны полиции, которая в наглую просто "крышует" многие магазины. И не только милиция. Еще и управы, и органы местного самоуправления, которые фактически создают офшорную зону. Каждое лето мы видим одну и ту же картину: наряду с обычными стационарными объектами торговли то там, то здесь возникают неизвестно откуда развалы овощей-фруктов, приезжают какие-то машины с молоком. Палатки, где хлебом торгуют, без элементарных санитарных удобств - продавцы руки даже помыть не могут и сходить в туалет. И такие точки существуют в разных районах.

"СП": - Вот их и проверят…

- Вряд ли. Под ударом опять-таки будет тот официальный, легальный бизнес, который находится в рамках правового поля. Это высшая степень лицемерия и двойственности наших властных структур. Потому что вместо того, чтобы ликвидировать незаконную, стихийную торговлю, которая фактически организуется под крылом полиции и местных управ, они пытаются давить на законопослушных предпринимателей, которые платят налоги. Ведь все прекрасно знают, кто, что делает на их территории: вот эта палатка – начальника полиции, вот этот развал – главы управы, тот – начальника торгового отдела. Поэтому по этим объектам никто никогда ходить не будет, по ним по-прежнему никакой налоговой нагрузки не будет. А будут идти дополнительно поборы с официальных магазинов, с официального бизнеса, что только приведет к дальнейшему увеличению цен, на которые и так накладывается дальнейшая нагрузка по инфляции, по дефициту и т.д. Вот, например, по молоку опять будет сейчас скачок цен до нового года, потому что его просто не хватает. Так что однозначно - это совершенно надуманная коррупционная мера в целях создания видимости бурной деятельности. У Роспотребнадзора и сейчас достаточно полномочий, чтобы осуществлять свои проверки и реагировать по жалобам конкретным. Что они и делают. Потребителю достаточно написать, и они имеют право прийти, проверить по конкретной жалобе. Они могут приходить и проверять книги жалоб и предложений, они могут приходить и смотреть все, что угодно.
Читайте полную версию на сайте