Михаил Делягин: Минфин захлебывается от денег

СП.

Несмотря на многочисленные панические заявления о нехватке денег в федеральном бюджете, его исполнение, если верить официальным данным Минфина, остается, как минимум, весьма успешным.

Достаточно указать, что профицит по итогам января-октября 2013 года составляет 608,7 млрд. руб. (1,1% текущего ВВП) – при запланированном на год дефиците в 113,0 млрд. (0,8% годового ВВП), а неиспользуемые остатки средств выросли за январь-октябрь на 1,8 трлн. руб. (вшестеро выше заложенных в годовой бюджет 296 млрд.) – до 7,8 трлн. руб., что превышает половину годовых расходов.

Жалобы на нехватку средств в ситуации, когда в течение семи месяцев бюджет может, живя за счет "заначки", не собирать вообще никаких доходов, и этого никто не заметит, кроме Казначейства, производят сильное впечатление. Особенно если вспомнить, что эта "заначка" формируется в том числе наращиванием государственного долга: чистое сальдо внешних займов составило в январе-октябре 161,8 млрд. руб., а внутренних – 189,7 млрд.

Таким образом, правительство Медведева берет взаймы, где только можно, чтобы заморозить взятое в неиспользуемых остатках. 5,6 трлн. руб. из их общего объема оформлено в качестве Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (по 2,8 трлн. в каждом) и в основном выведено из страны, а остальные 2,2 трлн. руб., насколько можно понять из официальных данных, мертвым грузом лежат на счетах в Минфине.

Даже этих денег достаточно, чтобы построить новую Россию, - но малейшие разговоры о возможности этого жестко пресекаются: мол, "нет денег!"

Более того, устраивается феерическая хаотизация пенсионной системы, полностью запутывающая население и серьезно дискредитирующая российское государство, ради того, чтобы сэкономить за три года 350 млрд.руб. - менее 5% от того, что уже лежит в "защечных мешках" Минфина!

Региональные бюджеты во многом искусственно загоняются в кредитную кабалу коммерческим банкам, что уже в следующем году начнет из бюджетной превращаться в политическую проблему.

Хотя перечень негативных последствий всеобъемлющей "экономии на спичках" можно продолжать бесконечно.

Как выразился один из либеральных реформаторов, отвечая на публично заданный вопрос о том, не считает ли он себя преступником из-за многолетнего проведения подобной политики, "в условиях беспрецедентно волатильных цен на нефть накопленные государством резервы представляются минимально допустимыми".

В этом ответе стоит оценить и заведомую неадекватность (ибо цены на нефть в последние годы, наоборот, беспрецедентно стабильны), и непонимание того, что никакой резерв не спасет от длительного ухудшения экономического положения. В конце 2008 - начале 2009 годов международные резервы России сократились на четверть триллиона долларов за полгода; продлись ухудшение конъюнктуры еще столько же – и сегодня нашей страны просто не существовало бы.

В то же время Китай тогдашний кризис почти не заметил: если в России 8-процентный рост сменился 8-процентным спадом, там рост замедлился с 14,2 до 9,2%. Причина – правильная реакция: не накопление "на черный день" денег, которые при затягивании проблем неминуемо становятся "гробовыми", а комплексная модернизация страны, в первую очередь - инфраструктуры. Китайский ответ на кризис пятилетней давности – асфальтовое шоссе в каждую деревню с асфальтированием центральной улицы – до сих пор остается недоступным даже на федеральных трассах Европейской части России.

Исполнение федерального бюджета создает стойкое ощущение, что главным приоритетом государства является не развитие страны, а поддержка устойчивости иностранных финансовых систем деньгами российских налогоплательщиков и убыточные для бюджета финансовые спекуляции с госдолгом.

Расходы на его обслуживание растут опережающими темпами и являются поэтому одним из главных, хотя и негласных, приоритетов бюджета любого из последних лет.

И любая попытка отвлечь правительство от этих двух основных приоритетов предложениями модернизации останавливаются единодушным криком бюрократов и либеральной общественности: "разворуют!" - которая в силу своей всеобщности начинает звучать уже как "разворуем".

Надо сказать, что качество исполнения бюджета действительно создает серьезные опасения этого. Помимо многочисленных коррупционных скандалов достаточно обратить внимание на крайнюю неравномерность его исполнения по различным статьям расходов, позволяющую судить о реальных "париях" и "любимцах" правительства Медведева или, как минимум, Минфина.

При общем исполнении годовых расходов на 75,3% (что нормально с учетом инфляции и аврального финансирования в декабре) ударно финансируются, среди прочих, фундаментальные исследования (97,8% - вероятно, в качестве поддержки реформы РАН), охрана семьи и детства (на 96.9%), лесное хозяйство (на 95.0%), кинематография (на 90.0%), СМИ (88.7%), ядерно-оружейный комплекс (на 87.0%), спорт высших достижений (86.9%), охрана окружающей среды (на 85.2%), образование (на 82.3%), поддержка регионов (на 86.4%), ФСИН и органы юстиции (на 80,9 и 80.0%),

Поразительно, но с наибольшими задержками финансируется система исполнительной власти и местные администрации – на 56,8% (хотя трудно поверить, что это касается и правительства Медведева). Лишь на 43,5% профинансирован массовый спорт (похоже, все ушло спорту высоких достижений), на 62,9% - ЖКХ, на 63,1% - здравоохранение, на 63,3% - культура, на 65,0% - погранвойска, на 67,2% - национальная экономика и социальное обслуживание населения, на 69,7% - внутренние войска.

Эта потрясающая неритмичность финансирования не может не дезорганизовывать всю страну и говорит о качестве бюджетного управления больше, чем любые все еще теоретически возможные признательные показания высоких чиновников.

Однако неспособность и нежелание государства исполнять свои прямые неотъемлемые обязанности не только не отменяет эти обязанности, в частности, по развитию страны, но и многократно усугубляет их.

Продолжение либеральной стратегии принципиального отказа от развития не только продлевает четверть века национального предательства на ближайшие годы, но и создает предпосылки для того, чтобы они завершились самым неблаговидным образом – социально-экономической и политической катастрофой, репетиции которой наше общество с трудом переживало в 1993-1994, 1998 и 2008-2009 годах.
Читайте полную версию на сайте