Анатолий Сердюков командует взводом ученых-испытателей

"Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения" (ОАО "ФИИЦ М"), где с 1 ноября трудится генеральным директором экс-министр обороны Анатолий Сердюков, считается режимным объектом. Но никакой охраны тут нет, по территории центра бродят дети и подвыпившие работяги. Про назначение Сердюкова уже все слышали, но в глаза его видели единицы, пишут "Известия".

Сам центр занимает 14 га земли в поселке Новый Быт Чеховского района Подмосковья, сотрудники сидят в шестиэтажном офисном здании, самом высоком в округе. Кабинет Сердюкова на втором этаже, правда, ни таблички, ни других опознавательных знаков на нем нет. В тускло освещенном коридоре чахнет "декабрист", в приемной – дешевая мебель, зеркало да сейф. Туалет на этаже только женский.

Информация о том, что Анатолия Сердюкова даже в качестве свидетеля не осталось ни в одном уголовном деле по хищениям в Минобороны и Оборонсервисе появилась в начале ноября, тогда же источники в военном ведомстве сообщили различным СМИ, что экс-министр вернулся в семью. С 1 ноября, как выяснилось только теперь, Сердюков, который больше года нигде не работал, получил новую должность.

Сердюков, уверяют, на своем новом рабочем месте уже побывал и даже обошел новые владения. По штатному расписанию в его новой "армии" теперь 32 человека – целый взвод исследователей, уцелевших после приватизации и различных реформ. Еще 52 бывших сотрудника, в основном руководители лабораторий, занимаются на территории центра собственным бизнесом, открыв еще в 1990-е малые предприятия (МП). Но их, утверждают в "ФИИЦ М", в любой момент можно "мобилизовать" под важный госзаказ.

С госзаказами, правда, в последние годы очень плохо. Испытательный центр, расцвет которого пришелся на начало 1990-х, с виду буквально на ладан дышит. На территории проржавевшая арматура, в зданиях выбиты стекла. Созданный в середине 1950-х как испытательная база тракторного и сельскохозяйственного назначения, он долгое время был градообразующим предприятием, где трудилось не меньше пятисот человек. Теперь центр ударными темпами доводит до ума и продает китайские тракторы мощностью 12-24 лошадиные силы, которые легко помещаются в обычный гараж.

Из Китая в Новый Быт прибывают коробки с моторами и трансмиссией, а колеса ставят уже на месте. Китайские шины узкие и непрактичные, а наши лучше, надежнее и дешевле, поясняет Николай в застиранных штанах. На вид ему лет 30, сам он уже изрядно навеселе – пятница, конец рабочего дня.

- Вы бы лучше летом приехали, у нас тут зелено, красиво, ничего этого – машет он рукой на ржавые останки машин – не видно, - говорит Николай.

- ГОСТы у нас очень жесткие, еще советские остались, поэтому китайские тракторы с нашими шинами идут нарасхват, - подтверждает главный инженер "ФИИЦ М" Сергей Гончаренко. Он показывает нам фотографии главной надежды центра – ТТС (транспортно-технического средства) 250 МП, совместной разработки с белорусским тракторным заводом – это трактор, который по замыслу его создателей, заменит собой самолеты, с которых распыляют удобрения.

- У него шины со сверхнизким давлением, посевы остаются целыми, а урожайность увеличивается на 30-40%, - объясняет Гончаренко.

Создано и опробовано на полях уже 17 образцов, каждый обошелся в 28 млн рублей. Если его пустят в серию, цена упадет до 904 тыс. рублей, потому что большинство используемых узлов – ВАЗовские, дорогой только итальянский разбрасыватель удобрений, ну а шины – ноу-хау нынешней вотчины Сердюкова. Но чтобы попасть в серию, нужно еще выиграть конкурс, объявленный Минпромторгом – по созданию новой техники. Конкуренты у центра есть: Россельхозакадемия и Всесоюзный институт механизации. У центра вся надежда теперь на этот заказ.

- Волгоградский тракторный завод чуть живой, Владимирский перешел на выпуск кабин и двигателей, Алтайский встал, Павлодарский (в Казахстане) стоит, только белорусы, молодцы, еще работают, - перечисляют в центре своих бывших поставщиков для испытаний.

Недавно о "ФИИЦ М" вспомнили вдруг в Минобразования – обещают дать денег на новое оборудование для стендовых испытаний. Оборудование это называется УСУ (уникальные стендовые установки), оно не менялось еще с советских времен. Главный "козырь" центра – климатический корпус с арктической и тропической камерами. Диапазон температур там – от минус 60 до плюс 50. Работали больше полувека на фреоне, который теперь признан неэкологичным и в соответствии с европейскими требованиями морозильные камеры с хладагентом должны заменить. В центре планируют уложиться в 20 млн рублей – за последние годы это будет самый крупный госзаказ, а переоборудованный и модернизированный УСУ – единственный в России.

Назначение Сердюкова в Новый Быт, по версии источника в "Ростехнологиях", вероятно, пролоббировал Сергей Когогин, гендиректор КамАЗа, который, как и "ФИИЦ М", входит в холдинг "РТ-Авто".

В самом центре в Новом Быте говорят, что если бы к ним не назначили экс-министра обороны, об их предприятии еще бы лет 20 никто не вспомнил.

Читайте полную версию на сайте