Почему российская власть полюбила парки, и сколько ей это стоит
Увлечение парковой архитектурой захватило российскую знать. Это уже случалось в 18-м веке и на пике сталинского режима. Как и тогда, основным источником денег на строительство является казна – федеральный и местный бюджеты, инвестиции госкомпаний, – и, если повезет, совсем немного частных денег.
На этой неделе конкурс дизайн-проектов для застройки парковой зоны в московском Зарядье выиграло американское архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro. Это будет первый парк, заложенный в Москве за 50 лет. Строительство планируется завершить через три года. Сейчас стоимость проекта мэрия столицы оценивает в 150-200 млн долларов. Все расходы на стройку – из городского бюджета.
Расширение пешеходной части Москворецкой набережной, озеленение и расширение пешеходной части Москворецкого моста. Собрание растений и создание климатических зон, похожих на то, что есть в России – тундра, степь, болото, лес. Создание блока, посвященного музыке – концертный зал, который и так планируется в Зарядье, летняя площадка, зона, где благодаря искусственному климату можно комфортно проводить время, даже если очень холодно. Плюс – возможность проницаемости. Парк должен работать семь дней в неделю, круглосуточно и круглогодично.
Хвалиться размером своего народного хозяйства – старый прием, хорошо разученный в Советском Союзе. Первой пробой такого рода объектов стала ВДНХ, открытая в столице в 1939 году. Тогда же советские архитекторы задумали возвести под Ленинградом парк СССР в миниатюре – циклопических масштабов проект, свернутый перед приближавшейся войной. Теперь Всеволжск, где это затевалось, славен не памятником сталинизма, а сборкой бюджетных иномарок.
"Заглавный в пирамиде парков Москвы", как теперь называют Зарядье чиновники, был придуман Владимиром Путиным. Почти два года назад, гуляя с Сергеем Собяниным по развалинам стоявшей здесь гостиницы "Россия", Путин сказал: "А почему бы не разбить тут парк?"
С того момента власти всех уровней захватил энтузиазм, сравнимый со сталинским. Только в московской агломерации запланировано возведение трех небывалых по размерам и затратам парковых зон. Кроме Зарядья это подмосковные парки "Россия" и Новая Москва.
Посмотрим, сколько это стоит, на примере самого большого из них – домодедовского парка "Россия".
Идея рождалась смешно. Президентский фаворит Сергей Шойгу, тогда – губернатор Подмосковья, представил Путину проект парка на встрече Русского географического общества на Валааме. Со стен на них смотрели чудотворные иконы вперемешку с фотографиями белых медведей с оленями. Замысел повторял ту же идею "страны в миниатюре", но размах был помножен на число, стремящееся к неприличности.
Здесь будут президентский ботанический сад, сафари-парк, комплекс искусственных водоемов, конноспортивный комплекс, центр зимних видов спорта, высокотехнологичная экспозиция "Исторический путь России" и мини-трассы по образцу "Формулы-1", гласила показанная Путину презентация. Визитной карточкой парка станет аттракцион в формате 4D – "виртуальный полет над страной" – и модели основных архитектурных символов страны.
Стоимость парка оценили тогда в 50 млрд рублей, и президент согласился. Лиха беда начало. В дальнейшем оценка стоимости росла едва ли не каждый месяц. В 2013 году Минрегион оценивал бюджетные затраты уже в 289 млрд рублей. Тогда же к расходам добавились запросы РЖД. На подведение железной дороги к деревне Барыбино, где вздумалось строить парк, госмонополия запросила еще 150 млрд рублей.
Собеседник ДОЖДЯ в экспертной комиссии, рассматривающей заявки на строительство, говорит, что реальные расходы на парк могут равняться одному триллиону рублей (это, например, одна тринадцатая всех доходов бюджета России в этом году).
Официально дирекция парка "Россия" говорит, что эта оценка завышена. Окончательная концепция парка и ориентировочные затраты будут объявлены на следующей неделе.
Есть ли у стагнирующей российской экономики триллион рублей на виртуальный полет над страной? Выглядит маловероятно. Летом пресс—секретарь Путина Дмитрий Песков говорил мне, что денег на парк в бюджете нет и будущее проекта неочевидно. Частным застройщикам рыть копию озера Байкал в подмосковной глуши тоже не очень хочется: если государство не подведет к Барыбино инфраструктуру, на этот "мини-Байкал" никто не поедет. А денег на электрички сейчас точно не будет: государство откладывает даже обещанный Путиным скоростной поезд до Казани.
Какова мораль этой истории? Строительная гигантомания – будь то Сочи, саммит АТЭС или парк размером с Бельгию, – всегда влечет гигантоманию финансовую, помноженную на откаты и скандалы. Все помнят, чем обернулся интернет-конкурс на главный архитектурный символ России? Его тоже должны построить в Барыбино.