«О рисках государства-корпорации и развитии России»: аналитик

У большевиков-коммунистов, предшественников нынешней власти, был образ будущего. В самом начале своего властвования они проповедовали "светлое Дальнее", затем были озабочены выполнением лозунга "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Занимаясь строительством коммунизма, они относились к современникам как к строительному материалу для построения светлого будущего. Искореняя "плохое Ближнее", они относились к "социально чуждым элементам" как к мусору, от которого надо очистить это будущее. Реализуя идеологическую монополию, правящая партия занималась пропагандой и преследованием авторов проблемных работ по концептуальным вопросам развития страны, - рассуждает Борис Виноградов на km.ru.

Начатые в середине 1980-х годов "перестройка, гласность и ускорение" резко снизили уровень собственной безопасности власти и государства. Распад страны начался с националистических выступлений молодежи в Казахстане в декабре 1986 года, затем последовали Сумгаит и Карабах. Управляющие воздействия горбачевской власти характеризовались запаздыванием, ошибочностью и трусостью. К началу 1990-х годов в стране сформировалась распределенная, неоднородная и неравновесная политическая среда. Одни сдавали или публично сжигали партийные билеты, другие яростно поддерживали сохранение коммунистической власти. Третьи скромно сдали свое коммунистическое мировоззрение, сохранили дома партбилеты и встали в церкви со свечкой в позе смирения. Но, смолоду выучившие наизусть Устав КПСС, они до сих пор его знают лучше, чем Евангелие.

Многие с равнодушием взирали на турбулентную среду в ожидании, что все стихнет и вернется на круги своя. Не стихло. После распада СССР неравновесная политическая среда сохранялась в России до расстрела Съезда народных депутатов РСФСР в октябре 1993 года и подавления законодательных и представительных органов страны. Тогда же сформировалась "корпорация власти – 1".

В ее многослойную структуру вошли разные лица. На стадии разложения вокруг коммунистической власти и в ней самой возникли десятки людей, не интересующихся ничем, кроме быстрого личного обогащения. Они не относились к контрэлите советского периода. Многие из них – продукты среднего и нижнего слоя служителей поздней коммунистической власти. Они и перекочевали в орбиту либеральной власти 1990-х годов. Суть этой корпорации, начиная с приватизации, наглядно проявилась во время выборов президента России в 1996 году, залоговых аукционов и в последующих действиях.

На границе тысячелетий идейные коммунисты, либералы и демократы "первой волны" окончательно исчезли со сцены. Рабочий класс, трудовое крестьянство и представители советской интеллигенции, ставшие "челноками", утратили политическую субъектность. Одни попали в феодальный строй, другие – в Черкизон.

После смены власти первой корпорации в 2000 году началось формирование "корпорации власти-2". Практически те же лица из орбиты "корпорации власти – 1" были сильно разбавлены новыми фигурантами, прибывшими с берегов Невы. Они составили многослойную структуру "корпорации власти – 2", которая начала процесс укрепления собственной поверхностной легитимности.

Казалось бы, при накопившейся усталости от эпохи перемен, нефтегазовом благополучии и общем безразличии населения к политическим процессам на плаву остались лишь разномастные группировки, которые организуют малочисленные акции поддержки власти или "гражданского несогласия" с ней. Поэтому к очередным выборам в 2011 году партия власти подошла в надежде, что они пройдут с заранее известным результатом, как в 2007 году с конституционным большинством в Госдуме. Но внутриполитическая среда стала более динамичной. Активизировалась либеральная часть, произошли ее контакты с представителями русского общественного движения. Выросло число организаций и граждан, желающих принять участие в общественном наблюдении за ходом выборов. Очевидно, что массовые фальсификации избирательных бюллетеней и прочие "карусели" в такой среде связаны с риском. Но это не было принято во внимание властью.

Поэтому, как и в прошлые разы, когда народ проголосовал "не так", его "поправили" избиркомы. Но в этот раз свидетели были возмущены цифрами в протоколах и не стали молчать. В крупных городах, особенно в Москве, накопилось опасное количество взрывчатого человеческого материала, появились активные борцы "против жуликов и воров". Десятки тысяч человек вышли на улицы. Несмотря на то, что опасные для власти политические структуры были разгромлены и не было силы, способной возглавить недовольных граждан, власть, не привыкшая к конкуренции, растерялась. В ее сценариях не был предусмотрен вариант "спуска пара", пришлось перестраиваться на ходу. Парламентская оппозиция пришла на помощь, признав выборы состоявшимися.

В преддверии президентских выборов 2012 года стало ясно, что удержание верховной власти в России с помощью партийных методов невозможно. С партией в голове бессмысленно претендовать на роль лидера многонационального народа (ЛМН РФ), невозможно расширить круг влияния и число сторонников. За короткое время "корпорация власти – 2" решила важные задачи, создала "общенародный фронт", а будущий президент дистанцировался от партии власти. Убрали одиозного спикера Госдумы, а парламент превратили в "место для дискуссий" и политического манипулирования. Подготовили к выборам надежных спарринг-партнеров.

Представители "корпорации власти – 2" сейчас контролируют все денежные и информационные потоки, имеют в стране и за рубежом роскошную недвижимость, тайные бизнесы и другие активы, которые оппозиция иногда находит и демонстрирует всему миру. Главная их забота проста и понятна – сохранение для своих детей и внуков и приращение принятого на свою ответственную грудь "общенародного" добра. Поэтому они, активные строители "своего государства", знают, что лишь оно гарантирует их потомкам будущее. Исповедуя эгоизм, стяжательство и цинизм, они призывают остальных: "Раньше думай о Родине, а потом о себе".

Период с конца 2011 до конца 2012 года показал, что власть стратегически не предвидит развития событий и неспособна к прогнозированию будущего и адекватной оценке происходящего. Она будет реагировать лишь на давление больших масс. Внутриполитическая среда стала более сложной, динамичной и неопределенной. В ней появились разнородные элементы, взаимодействующие друг с другом и влияющие на ситуацию.

Широко озвученные в стране события – "приморские партизаны", станица Кущевская, трагедии в Санкт-Петербурге, Казани и другие, – приоткрыли реальную ситуацию в силовых структурах и во власти. К ним добавились проблемы межэтнических отношений, трудовых мигрантов и других "гостей с юга". События на Манежной площади показали, что русская молодежь способна жестко сформулировать свой Кодекс гостя столицы. Не только оппозиция, но и активная часть населения выдвинула требования: искоренить коррупцию во власти, обеспечить порядок и развитие страны, решить проблему милицейско-полицейских и прокурорских чиновников, трудовых мигрантов и "гостей".

Выборы 2013 года подтвердили неготовность власти к нарастающей нестабильности. Проблемы не в озвученной ВВП ненужности Москве "мэров-Робеспьеров", а в том, что властная вертикаль интеллектуально и в волевом отношении неспособна к открытой политической конкуренции. Искусственные договорные "выборы" на протяжении многих лет сыграли плохую службу власти. Маневры власти, в том числе возвращение одномандатных округов, прощупывание общества вопросами о графе в бюллетенях "против всех", заигрывание с оппонентами и прочие странности лишь подчеркивают ее слабость. Это приведет к нарастанию турбулентности внутриполитической среды и ослаблению власти.

Неожиданно для власти взорвалась ситуация в Бирюлево, где мигранты сломали привычный уклад жизни коренных жителей. Власть отреагировала линейно и неэффективно. Вместо публичных гарантий людям в том, что она жестко разрубит коррупционные связи местной власти и мигрантов, проведет массовую депортацию всех нелегалов, власть объявила о репрессиях против участников беспорядков и переложила ответственность за конфликты в регионах на тех, кто "не Робеспьеры".

В нашу задачу не входит анализ метафизики иррациональных явлений, но подобные действия вряд ли успешны. Они рождают новых вождей масс, это увеличит неопределенность и нестабильность среды. Низкая квалификация, плохое прогнозирование и мониторинг приведут к неожиданным для власти событиям.

Такова реальность наших дней. Добавим к этому эрозию культуры, дурные нравы, одичание человека, плохие сообщества, их быстрый переход в состояние толпы. Толпа рождает жестокость, она вокруг нас, проникает внутрь нас, из нас она вырывается наружу. Это состояние относится не только и не столько к футбольным фанатам. Нас давно не удивляют кровавые разборки на российских дорогах с бейсбольными битами и травматическими пистолетами в руках, убийства после выяснения отношений на межнациональной основе. Таков закон обратной связи ненависти и жестокости. Порождая хаос, наэлектризованная толпа невольно помогает власти. Как сказал Ф.М. Достоевский, "здесь каждый перед всеми за все виноват".

Во все времена власть чувствует три опасности:

- "синдром Нечаева", поэтому жестко подавляет любые возможности заговора против себя, даже в невероятном исполнении (случай полковника Квачкова);

- "синдром Брута", поэтому жестко отслеживается личная преданность ЛМН РФ;

- умение использовать психологию масс и энергетику молодежи, поэтому запрещается национал-большевизм.

"Синдром Брута" привел к тому, что к стратегическому управлению страной сегодня допущен лишь тот, кто демонстрирует безграничную личную преданность. Власть не опасается ни либеральных якобы оппозиционеров, ни своей хромой "справедливой" ноги, ни нынешних коммунистов, ни "соколов г-на Ж". Она хорошо понимает, что с ними всегда можно договориться, что они не смогут ни организовать, ни возглавить массы на борьбу. Но главное, власть осознает, что они – симулякры, не имеющие оригиналов, они не несут истину, опасную для нее. Цель их оппозиционности – теплые депутатские кресла, не более того.

Почему власть вместо того, чтобы поддерживать, опасается подъема русского национального самосознания? Во-первых, потому что появятся ясные альтернативы нынешнему порядку вещей. Во-вторых, многие люди на ментальном уровне обретут субъектность и станут независимы от власти. В-третьих, это создаст критическую массу суверенных граждан, которые изменят ситуацию в государстве. Именно из таких свободных и ответственных граждан вырастают созидатели, герои и опора России. Но наверх продвигаются карьеристы, которые служат лично ЛМН РФ.

Власть укрепляет силовые структуры, которые уже доминируют в стране и устанавливают свои порядки. Инструменты власти становятся самой властью. Но громадное по числу чиновников и силовиков государство не справляется ни со своими функциями, ни с нарастающими кризисами. Государство проигрывает информационную войну за сохранение целостности России во всех сферах и на всех уровнях. Во многих регионах страны закрепляются небрежение русскими проблемами и разрушительные для России идеологии, нарастают этнорелигиозные и политические угрозы, терроризм и экстремизм.

Разрастание опухоли власти влечет рост коррупции и ослабление государства. "В России сегодня нет элементарного полицейского порядка, а есть огромные корпорации разных служебных воров и грабителей", – писал В.Г. Белинский о правлении Николая I, близком по смыслам и действиям нынешней власти.

Россия времен императора Николая I, закончившего свой труд на галерах власти более 150 лет тому назад, вновь вернулась в нашу жизнь с теми же приемами, целями и задачами жандармского государства.

Да, при Николае I была поднята на государственный уровень проблема коррупции, но, по словам П.В. Долгорукова, в военном министерстве воровство доходило до грабежа. Историки отмечали, что большая часть сотрудников императора – "бездарные люди, часто своекорыстные и лживые холопы, без всяких определенных убеждений и взглядов".

Да, создавалась конкурентоспособная промышленность, строились железные дороги, но тотальное огосударствление страны, централизация власти, нерешительность и стремление ничего не менять, а только поддерживать существующий порядок – в этом многие видели злосчастную суть проблем правления императора. Вера в свою судьбу и самоуверенность государя не помогли. Его правление в целом оказалось неудачным для него и для России.

Суровые слова о Николае I написал Ф. И. Тютчев: "Не богу ты служил и не России, служил лишь суете своей, и все дела твои, и добрые и злые, – все было ложь в тебе, все призраки пустые: ты был не царь, а лицедей".

Спустя 12 лет он написал о высших российских либерал-чиновниках:

Напрасный труд – нет, их не вразумишь, – чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация для них фетиш, но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа, вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда не слуги просвещенья, а холопы.

"Ничто так не раздражало его (Тютчева) в такой мере, как скудость национального понимания в высших сферах, правительственных и общественных, как высокомерное, невежественное пренебрежение к правам и интересам русской народности", – отметил И.С. Аксаков.

Слова великого русского поэта оказались вещими. Что напишут о нынешнем времени и о ЛМН РФ? Куда может завести со своими страстями и страхами, своим пониманием закона и грубой силы нынешняя властная корпорация чиновников и властолюбцев? Когда число проверяющих, надзирающих, обвиняющих, сажающих и охраняющих достигнет числа созидающих, страну ждет коллапс.

Сколько времени осталось до того часа, когда нисходящая кривая режима и нарастающая кривая русского протеста пересекутся в точке бифуркации? Или огромный перевес государства над человеком и обществом превратит Россию в смиренное кладбище?

Но затем отомрет и государство, как написал Хосе Ортега-и-Гассет: "Общество порабощается, и все силы его уходят на служение государству. А в итоге? Бюрократизация всей жизни ведет к ее полному упадку. Жизненный уровень быстро снижается, рождаемость и подавно. А государство, озабоченное только собственными нуждами, удваивает бюрократический нажим… Но вскоре уже не хватает людей для поддержания государства и приходится звать иноземцев... Пришельцы в конце концов становятся хозяевами, а остатки общества, аборигены, – рабами этих чужаков, с которыми их ничто не роднило и не роднит. Вот итог огосударствленности – народ идет в пищу машине, им же и созданной. Скелет съедает тело. Стены дома вытесняют жильцов".

История знает примеры разрушения империй, когда при большом государстве, многочисленных чиновниках, сильной армии и полиции они были подточены изнутри, а внешние силы играли роль активатора. Недавно так рухнул Советский Союз, из-за слабости центра ушли те, кто исподволь подготовил себя к роли суверенных государств.

В России сейчас чиновников и силовиков больше, чем в СССР. Мы не можем говорить о результативности и эффективности нынешней власти, ибо это критерии оценки достижения стратегических целей и миссии России. Вот уже два десятка лет мы бредем без цели, руля и ветрил. Но червь точит дерево изнутри…

Конфликт парадигм, способов и практик решения задач мирового развития, внедрение в суверенных странах ценностей внешней среды приводят к радикальному сдвигу мировоззрения в элитах, а затем в массовом сознании активной части населения этих стран. Происходит утрата суверенитета либо лавинообразное разрушение их общественно-политических систем. Обломки восстанавливают, после чего многие из них переходят под управление внешней средой.

Нынешняя геополитическая битва России с Евросоюзом и США за Украину напоминает Крымскую войну, проигранную Николаем I из-за отсталости страны и предательства союзников. Мы обязаны извлечь уроки.

Россия для внешнего мира должна стать операционально замкнутой системой с подвижными и полупроницаемыми границами мембранного типа (теория автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы). Это позволит России быть открытой окружающему миру, брать из него нужные вещества и информацию и быть одновременно обособленной от него. Такое адаптивное саморегулирование открытости/закрытости позволит поддерживать свою целостность, сохранять свою идентичность, не давая определять извне и влиять на то, что происходит в стране. Этот способ – не закрытость автаркии, но автономность особого рода, допускающая одновременно непрерывное взаимодействие страны с внешним миром и саморазвитие. С возрастанием сложности будут возрастать "искусство жить вместе" и степень избирательности страны во взаимодействии с внешним миром.

России необходимы: стратегия развития и миссия страны; баланс сил между государством, обществом и человеком; эффективная власть и ответственный чиновничий аппарат.

Этот подход требует смены управленческой парадигмы и "корпорации власти – 2". Во благо России.

Читайте полную версию на сайте