В российское село идет разруха

Снижение темпов роста отечественной промышленности, которое началось в прошлом году, затормозило и привело к стагнации всю экономику. Проблемы в тяжелой индустрии российские власти объясняют плохой мировой конъюнктурой и низким покупательским спросом за рубежом, который так и не восстановился после глобального кризиса. Чтобы понять причины тяжелейшей ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве, этих аргументов явно недостаточно, пишет Игорь Петров на km.ru.

Голодать, потреблять меньше продуктов не стали ни в России, ни за рубежом. Однако аграрный сектор, как ожидали многие эксперты, не стал локомотивом всей экономики. Он, так же как и промышленность, погряз в огромных долгах и срочно нуждается в дополнительных финансовых вложениях, которых взять неоткуда. А между тем продукцию отечественных производителей на полках наших магазинов все больше заменяет импорт, хозяйства разоряются, а последние инвесторы уходят из села.

Агентство "Финмаркет" ознакомилось с предварительным докладом о ходе реализации Государственной программы по развитию агропромышленного комплекса, подготовленным министерством сельского хозяйства для отчета в правительстве. Основные показатели – просто удручающие.

На сегодняшний день сельхозпроизводители задолжали кредитным учреждениям 1,8 триллиона рублей. Федеральный бюджет должен им около миллиарда долларов в виде обещанных субсидий под взятые на развитие займы.

Реализация двухлетнего национального проекта по развитию АПК началась в 2006 году. Его основной экономической составляющей стала гарантия оплаты из федерального бюджета части процентов по кредитам, которые сельхозпроизводители брали в банках. Когда нацпроект закончился, субсидии на тех же условиях стали выдавать в рамках пятилетней Госпрограммы по развитию агропромышленного комплекса. Выдача субсидий застопорилась нынешней весной. Тогда стало ясно, что в бюджете образуется значительный дефицит и покрывать его нечем. В настоящее время только сельскохозяйственному холдингу "Русагро" государство должно 800 миллионов рублей. Шансы, что эти средства когда-нибудь будут получены, минимальны.

В сентябре нынешнего года глава "Русагро" Максим Басов на совещании по проблемам АПК в Краснодарском крае признался президенту Владимиру Путину, что вынужден заморозить все свои инвестиционные проекты. Его примеру последовали и другие крупные инвесторы. Свой отказ они объяснили нежеланием правительства исполнять свои обещания по субсидированию кредитов и высоким уровнем уже существующей задолженности.

Из отчета Минсельхоза следует, что современное российское село оказалось закредитованным. В 2007 году хозяйствам выдали кредитов на 297,6 миллиарда рублей, в следующем году – 811,3 миллиарда, в 2009 году – 1,1 триллиона рублей. Объем субсидий только за два года превысил 100 миллиардов рублей.

При этом отбор проектов, которые включались в программу государственного субсидирования, фактически был пущен на самотек. По условиям программы, если стоимость очередной бизнес-идеи была меньше 150 миллионов рублей, власти регионов могли одобрить ее самостоятельно, не информируя о своем решении Минсельхоз. Правительства субъектов частенько не утруждали себя детальным анализом проектов, а выдавали льготные кредиты всем обратившимся. Такая практика сложилась в Карелии и Ханты-Мансийском автономном округе. В Алтайском крае без какого-либо рассмотрения выдали 1555 кредитов. Только 30 из 79 регионов выдавали субсидии по правилам, прописанным в госпрограмме.

В итоге в селе так и не появились новые современные технологии, производительность труда работников осталась на прежнем уровне; соответственно, зарплата в агропредприятиях по-прежнему в два раза ниже, чем в среднем по стране. А цены на продукты в российских магазинах растут, опережая инфляцию, несмотря на вложенные государством миллиарды.

При этом, в соответствии с выданными гарантиями, Минсельхоз должен вернуть аграриям более 34,6 миллиарда рублей по субсидиям на кредиты, взятые в 2012 году. В настоящее время отбор новых аграрных проектов прекращен на неопределенный срок по всей стране. Министерство сельского хозяйства обратилось в Минфин с просьбой выдать 35 миллиардов рублей на субсидирование прежних кредитов, но получило отказ.

Председатель правления ассоциации производителей "Союзмолоко" Андрей Даниленко уверен, что неисполнение государством взятых на себя обязательств и стало главной причиной нынешнего бедственного положения.

"Самое главное в сельском хозяйстве, и в молочной отрасти особенно, что этот сектор крайне инвестиционно емкий. В связи с этим в сельском хозяйстве уровень дотаций и правила игры должны быть долгосрочные. Это не торговля – купил и продал; не рынок аренды, где сдал в аренду помещение и забыл; не производство, где можно выключить станки, – говорит Даниленко. – Самое страшное, что сейчас происходит, – это чехарда: то обещают выделить деньги на субсидии по кредитам, то отказываются, то ставят такие условия, что их невозможно соблюсти. В этом году не рассмотрен ни один новый инвестиционный проект. Задержка выплат на полгода, постоянные изменения на получении дотаций, невыполнение условий госпрограммы – все это не делает отрасль привлекательной".

И генеральный директор аналитической компании "ПроЗерно" Владимир Петриченко считает, что вытянуть сельское хозяйство из долговой ямы можно только при условии исполнения обязательств всеми заинтересованными сторонами.

"Субсидии имеют значение для сельского хозяйства, особенно для растениеводства; в животноводстве вообще без них бессмысленно что-то делать. Сегодня правила игры постоянно меняются. Изменена схема погектарных выплат в сторону уменьшения. Это крайне неприятно для бизнеса и будущих инвесторов. Схема, возможно, будет меняться, но пока неизвестно, как", – сомневается Петриченко.

"Недостаточная инвестиционная привлекательность – не проблема сельского хозяйства, а проблема всей экономики, но АПК содержит дополнительные риски, связанные с погодой, – считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Когда растут налоги и спрос падает, это сразу делает экономику непривлекательной. И инвестиции в основной капитал в России в минусе именно поэтому".

Все специалисты, знающие ситуацию изнутри, уверены, что если обещанные деньги крестьянам так и не дадут, то про все разговоры о продовольственной безопасности можно надолго забыть. В лучшем случае в отечественное сельское хозяйство придут иностранные компании, которые и будут диктовать свои правила игры. В худшем же случае село ждет очередная разруха.

Читайте полную версию на сайте