В Госдуме и правительстве потеряли поправки, защищающие население от банков-кредиторов
Поправки к законопроекту "О потребкредитовании" уже были согласованы Минфином и Центробанком; их должны были принять до 15 декабря этого года.
Суть поправок сводилась к тому, что ЦБ получит право рассчитывать средние ставки по разным типам кредитов и устанавливать предельно возможные отклонения от них (до 30%). Именно в такой форме идея ограничения ставок уже была записана в последней версии законопроекта о потребкредитовании. Более того, появилась она по результатам поручения президента Владимира Путина проработать вопрос о "целесообразности введения прямого административного регулирования процентных ставок по необеспеченным потребительским кредитам и займам". Поручение было дано по итогам встречи господина Путина с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной летом этого года. Причиной беспокойства властей называлась растущая закредитованность населения.
Внесение поправок об ограничении ростовщических ставок банков в сегменте потребкредитования было запланировано ко второму чтению законопроекта. Однако вчера на заседании комитета Госдумы по финансовым рынкам выяснилось, что этого не произошло, сообщает "Коммерсант".
Более того, присутствовавшие на заседании представители Минфина и ЦБ, ранее активно обсуждавшие этот вопрос, по нему даже не высказывались. Другого шанса внести поправки в законопроект у ЦБ и Минфина в эту сессию Госдумы, уже не будет. "Сбор поправок завершен, остались только редакции" – объявила глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Наталья Бурыкина.
"Исходный законопроект не наш, депутаты и сенаторы эти предложения не поддержали, и правительство не стало их вносить" – это единственное, что смог сообщить замминистра финансов Алексей Моисеев. Другие источники издания в Госдуме и правительстве сообщили, что попытка внести поправки была, но оказалась неудачной.
Какие силы смогли заблокировать поправки, фактически согласованные ЦБ и Минфином, официально никто не смог сообщить, ограничившись лишь предположениями: "Предложения по ограничению ставок грозили серьезно ударить по банковскому кредитованию, оставив за бортом большое число игроков,– не секрет, поэтому и банковское лобби, безусловно, сыграло свою роль. Однако достичь полученного результата без поддержки сверху было бы невозможно".
Определяющим стало отсутствие поддержки со стороны администрации президента, считают те, кто был причастен к разработке поправок: "Прямого указания ограничить ставки не было – поручено было проработать вопрос о необходимости применения такой меры, а чрезмерная активность финансовых регуляторов почему-то не нашла поддержки у власти, что важно для депутатов".
Представители банковского сообщества утверждают, что принятие поправок, ограничивающих произвол банков по отношению к заемщикам, повредит "сотням миллиардов вкладов граждан".
Между тем, из числа поправок к закону "О потребкредитовании" исчезли не только ограничения кредитных ставок, но и другие нововведения, призванные защитить заемщиков, в том числе пользователей ипотечных кредитов. Из документа, принятого во втором чтении, исчезли например, положения, ограничивающие деятельность "выбивателей долгов". По "исчезнувшим" нормам, заемщик-неплательщик мог бы потребовать прекратить "непосредственное взаимодействие" с ним – личные встречи или телефонные переговоры, оставляя коллекторам лишь возможность связи по почте или через SMS и не чаще двух раз в сутки. Для коллекторов-нарушителей новых правил предполагались штрафы до 100 тысяч рублей.
В списке поправок, таинственно рассосавшихся на пути ко второму чтению, оказалась идея отменить штрафы за досрочный возврат занятых средств.
Эта поправка была внесена зампредом комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолием Аксаковым. Сейчас банки страхуются от "передумавших" заемщиков, выставляя штрафы за досрочное погашение или прямо запрещая это в договорах. По замыслу Аксакова, потребитель должен иметь право на "период охлаждения" – 10-30 дней, в которые заемщик мог бы вернуть банку деньги, не платя штрафы и комиссии за их использование. Законопроект являлся "калькой" европейских норм и вызвал сопротивление в банковском сообществе РФ – от жалоб на "увеличение бумажной работы" до предупреждений поднять в ответ ставки.
Впрочем, судьба "исчезнувших поправок" решена еще не окончательно: и банки и законодатели утешают тем, что все заинтересованные стороны ждут изъявления "политической воли". Проект закона "О потребкредитовании" еще предстоит согласовать администрации президента.
Законопроект "О потребкредитовании" и "потерявшиеся" поправки к нему составляются на фоне предупреждений Центробанка о возможности дефолта граждан из-за кризиса перекредитованности населения.
По данным Национального бюро кредитных историй, объем кредитов населения за последние два года почти удвоился – 8,8 трлн рублей на июль 2013 года. Сейчас в портфелях российских банков, по данным ЦБ, 426,6 млрд рублей проблемных розничных кредитов (ими считаются ссуды, платежи по которым просрочены на 90 дней и больше). За весь 2012 год объем проблемных кредитов вырос на 50 миллиардов рублей. Первые пять месяцев этого года почти двукратно побили годовой антирекорд-2012. С января по май 2013 года объем "просрочки" вырос на 92 миллиарда рублей. На 1 июня 2013 года каждый десятый заемщик в России успел оформить на себя больше пяти кредитов, причем за год доля таких граждан выросла на 52%. С невыплаченными кредитами живет 34 миллиона человек – 45% экономически активного населения. В некоторых регионах доля экономически активного населения, получившего кредиты, близка к 100%: в Свердловской и Челябинской областях, Башкирии, Хабаровском крае и Кемеровской области.