Путину предрекли судьбу Брежнева
Основная причина корректировки прогноза – падение внутреннего инвестиционного спроса. Прогноз среднегодового темпа прироста инвестиций снижен в 1,4 раза; государственные капиталовложения к 2030 г. должны будут сократиться с 3,5% до 2,2% ВВП, а в частном секторе прирост инвестиций может сократиться с 1,5% ВВП до 0,2% ВВП в год.
Ухудшение прогнозов экономического развития страны вызвало активное обсуждение в экспертной среде и СМИ, включая иностранные. По мнению автора статьи в The Financial Times Катрин Хилле, это первое официальное признание того, что модель экономического роста, сложившаяся в период путинского президентства, начинает разваливаться на части. МЭР ожидает, что доходы российских компаний и зарплаты их работников перестанут расти, а финансовое расслоение еще больше увеличится. В связи с этим, полагает издание, под вопросом может оказаться и социально-экономическая стабильность, со всеми возможными политическими последствиями.
На ослабление позиций России в глобальной экономике к 2030 г. указывает в своей публикации и Bloomberg. "Этот скромный прогноз указывает на резкую перемену в судьбе крупнейшего в мире экспортера энергоносителей", – пишет издание, напоминая, что в 2000 – 2008 гг. экономический рост в России составлял в среднем 7%. Изменение прогнозов МЭР означает, что российские экономические власти вынуждены смириться с реальностью, не имея возможности ее изменить. А Путин в сложившейся ситуации может оказаться в положении Брежнева, столкнувшегося с застоем, впоследствии приведшим к краху всей советской экономической и политической системы. Избежать этой аналогии, по мнению эксперта Нила Ширинга (Capital Economics Ltd., Лондон), возможно только в случае кардинального изменения курса страны. В противном случае Россия рискует превратиться из одной из самых быстрорастущих в одну из самых отстающих экономик мира.
Вопрос, касающийся возможности вхождения России в новый застой, выглядит отнюдь не праздным. Цена застоя 70-х – 80-х хорошо известна, платить за него стране приходится и по сей день.
К сожалению, ничего особо оптимистичного сказать здесь нельзя. Период застоя XX в. можно считать таковым лишь отчасти. Мировая экономика на тот момент находилась в индустриальной стадии, и экономика СССР отвечала ее основным параметрам. Советская промышленность выпускала прекрасную (для своего времени) высокотехнологичную технику военного (и иногда гражданского) назначения, а социальная структура общества оставалась достаточно однородной.
Серьезное отставание началось в тот момент, когда экономики развитых стран постепенно начали входить в новую постиндустриальную формацию. Базовым условием для этого являлась иная, чем в СССР, общественно-политическая система, предполагающая высокую степень социальной свободы граждан. Именно эта свобода, питающая человеческую инициативу, послужила основой для вхождения западного мира в постиндустриальный этап развития.
Не имея социально-политической основы для перехода на новый уровень экономического развития, СССР оказался законсервированным на этапе 80-х годов. Отсутствие стратегии экономического обновления привело к выстраиванию экстенсивной экспортно-сырьевой модели, чему способствовали огромные природные запасы.
Можно говорить, что эпоха, начавшаяся в 80-е гг. прошлого века, продолжается и сейчас. Попытки переломить ее были осуществлены в начале и конце 90-х. Первая завершилась созданием в стране некого подобия рыночной экономики. Вторая заявка на выход России на новый уровень была сделана после кризиса 98-го года: эффект девальвации и импортозамещения, помноженный на накопленную за 90-е гг. инициативу, стал хорошим стартом для экономики, буквально взлетевшей после долгих лет стагнации.
Однако этот шанс остался нереализованным. Начавшийся рост мировых цен на нефть и нежелание вставшей у власти команды рисковать, занимаясь реформированием системы, способствовали возвращению к прежней экспортно-сырьевой модели.
Примечательно, что наилучшие показатели экономика РФ демонстрировала не просто на высоких, а именно на высоких растущих ценах на энергоносители. Рост ВВП был вызван не качественными изменениями в самой экономике, а исключительно благоприятными внешними факторами. По сути, это означает, что все это время экономика продолжала оставаться в состоянии застоя, который лишь на непродолжительное время компенсировался благодаря нефтедолларовому дождю.
Нынешние внешние условия сложно назвать неблагоприятными. Нефть по-прежнему стоит достаточно дорого, правда, цена на нее остается стабильной. Однако даже в этих условиях, экономика РФ начинает демонстрировать признаки стагнации. Это может говорить лишь о том, что начавшийся несколько десятилетий назад застой сегодня перешел в критическую фазу. Предоставленные судьбой шансы по его преодолению были проигнорированы элитами, отдавшими предпочтение жирной синице в собственных руках журавлю в небе для всех остальных.
Варианты развития сложившейся ситуации могут быть разными, очевидно лишь одно – власти не готовы рискнуть сломать систему, сложившуюся еще в 80-е годы. В случае, если цены на основные российские экспортные товары снова пойдут вверх, можно ожидать повторения благодатных нулевых. Вероятность такого исхода высока по причине геополитической нестабильности в регионе Ближнего Востока.
Впрочем, столь же высока и вероятность сохранения нынешнего уровня сырьевых цен и даже их некоторого снижения. В этом случае российский экономический и социально-политический застой может достичь своих крайних уровней, как это случилось в начале 90-х. Тогда реформаторского запала для его преодоления, увы, не хватило. Что будет на этот раз – покажет время.