«Рынок научился зарабатывать на дураках и работает на массовое оглупление»
СМИ пишут о встрече призеров школьных олимпиад с министром образования и науки Дмитрием Ливановым. Министр поднял тему трудоустройства молодых специалистов в сфере отечественной науки. Разговоры об инновационном пути развития страны идут давно, и в этой связи возникает вопрос: как добиться сохранения образовательного потенциала России? Этот аспект комментирует для KM.RU известный аналитик Анатолий Вассерман.
Остатки былого великолепия выдают за результаты собственной деятельности
Наши школьники и студенты все еще занимают передовые места в международных конкурсах. Это доказывает только одно: мы прошли еще не так далеко по тому пагубному пути разрушения системности образования, по которому Северная Америка и Западная Европа движутся уже несколько десятилетий. Наши "реформаторы" в очередной раз демонстрируют умение находить во всем мире самое худшее, но у нас еще есть фора. Фора в первую очередь заключается в том, что большую часть преподавателей у нас все еще составляют те, кто выучен по старой системе, делающей акцент на системности образования.
На Западе большая часть преподавателей – это люди, выученные по фактологической системе. Как показывает западный опыт, еще лет 10-20, и мы утратим это преимущество. Рынок научился зарабатывать на дураках и всеми доступными средствами работает на массовое оглупление. Я очень боюсь, что в скором будущем положительные результаты, показываемые нашими учащимися на международных соревнованиях, будут случайными. Сейчас они закономерно высоки, потому что мы позже, чем конкуренты, свернули с законоцентричного обучения в тупик фактоцентризма.
Сейчас остатки былого великолепия выдают за результаты собственной деятельности и обосновывают нашими успехами на олимпиадах дальнейшее продвижение по пути разрушения. В начале 90-х примерно так же успехи наших спортсменов использовались как доводы в пользу разрушения всей системы массовой физкультуры и массового отбора людей в большой спорт. Мол, "и без этого справляемся". Сейчас приходится возрождать физкультурную систему, созданную в советское время. Придется возрождать и систему образования, и, надеюсь, это будет сделано, пока не стало слишком поздно.
Без практики наука теряет половину стимулов
Еще одна причина, по которой рынок работает на оглупление, – это вывод производства в регионы с дешевой рабочей силой. Первоначально выглядело красиво: конструкторское бюро – в Соединенных Государствах Америки, а заводской цех – в Китае. Но опыт доказывает, что конструкторы не могут долго работать в отрыве от производства.
Разработчики многих видов техники перебираются в Китай, в Корею, в Японию – туда, где их разработки воплощаются в жизнь. Аналогично и наука не может долго существовать в отрыве от конструкторской деятельности. Половина задач, решаемых наукой, проистекает из практики, и потому без практики наука теряет половину стимулов. Это главная причина того, что наша Академия наук дает сейчас в расчете на потраченный рубль меньше результатов, чем в советское время. Кстати, и рублей сейчас тратится на науку на порядок меньше, и особо выдающихся результатов ожидать не приходится. Практика сейчас не ставит перед наукой новых задач, и наука, по сути, варится в собственном соку. Полагаю, что вслед за конструкторами наметится массовый переезд в Китай, Корею и другие страны и ученых.