Страна без идеала: какой должна стать российская идея, чтобы ее считали общенациональной

СП.

Более половины респондентов (54%) заявили, что для них этот день - всего лишь дополнительный выходной и какого-то символического смысла не несет. Только каждый девятый (11%) отмечает его как "государственный праздник, который объединяет весь российский народ, всю страну".

Эксперты обращают внимание, что за три года некоторые сдвиги в восприятии этот даты все же наметились: граждане стали несколько чаще вспоминать об официальной значимости 4 ноября, называют его днем гордости и национальной славы, вспоминают, что связан он с разгромом польских интервентов и окончанием периода смуты в российской истории.

Правда, по мнению многих, новый праздник был введен исключительно для того, чтобы чем-то заменить привычное 7 Ноября. Они выражали сожаление, что национальной идеи в России, несмотря на все усилия, так и не нашлось, и для общенародного единства достойной почвы пока не видно.

Справедливо ли такое мнение? И какой должна стать национальная идея, способная сплотить современных россиян, разделенных сегодня, как это ни прискорбно, по многим-многим признакам?

"Я не могу согласиться с тем, что у нас нет национальной идеи, - говорит политолог и публицист Александр Севастьянов. – Потому что в 1986 году, когда социологи опрашивали разные этнические группы: кто, кем себя считает, то, например, 90% эстонцев сказали "мы – эстонцы", а 78% русских назвали себя "советскими". А сегодня, согласно исследованию ВЦИОМ, свыше семидесяти процентов, так или иначе, открыто или тайно, полностью или частично, поддерживают лозунг "Россия – для русских!" То есть, происходит стремительная национализация не только элит, но и массового сознания. Поэтому можно совершенно четко сказать: национальная идея России найдена – это русская идея. Это та идея, к которой мы сегодня подходим вслед за нашими бывшими республиками. Потому что давным-давно Казахстан существует для казахов. Украина - для украинцев, Молдавия - для молдаван, Эстония – для эстонцев, Латвия - для латышей и т.д. И сегодня мы подходим к формуле: Россия – для русских. Это естественный путь, который прошли все республики нашего бывшего Союза, мы по нему проходим с отставанием, но в той же исторической последовательности и с абсолютной исторической неизбежностью.

"СП": - Но помимо русских на территории России проживает еще около 180 народов и народностей. Согласятся ли они с предлагаемой формулой?

- Они всегда были. Никто же их никуда не гонит. Никто не предлагает им куда-то отделиться. Но надо понимать, что у страны должен быть некий стержень. И есть государствообразующий народ. Вот в Америке нет государствообразующего народа. Вернее, он есть – это индейцы, но они сидят в резервациях. А все остальные приезжие. Как говорил еще Джон Кеннеди, "американцы – это нация мигрантов". Но в России это не так. Русские были государствообразующим народом всегда, еще в Московской Руси, потом в Петровской империи. А сегодня на русском народе Российская Федерация держится. Представьте себе на минуточку, что вдруг не стало русских в России. И что от России останется? России не будет как таковой. Поэтому должен быть стержень, как оно всегда и было. Тот стержень, к которому исторически притягивались другие народы.

Мы знает, что к русским царям, спасаясь от геноцида, обращались за помощью и грузины, и армяне, и казахи. Все эти народы тянулись к магниту, к центру силы – к русскому народу. Кстати, многие перенимали охотно его культуру и сами становились деятелями русской культуры. Так что надо понимать: если мы хотим восстановить прежнюю сильную, могущественную Россию, прежде всего, нужно восстановить государствообразующий русский народ. Чтобы опять превратить его в центр силы, чтобы опять к нему потянулись другие народы. Чтобы перестали делить российскую "шкурку" на мелкие клочки. Чтобы опять возникла эта главная скрепа, которая держала и Россию, и Советский Союз – русский народ, как цельная, консолидированная общность. Вот главная задача. Идея современной России.

По мнению философа Виктора Аксючица, национальная идея, по сути, представляет собой осознанное представление об идеале развития той или иной нации в конкретную историческую эпоху:

- Наш народ еще не вполне восстановил историческую память национального самосознания и национальную волю. Мы в процессе. И этот праздник как раз показывает, что динамика положительная. Что идет восстановление национального самосознания. Я убежден, что в ближайшие годы в России произойдут очень серьезные изменения – и экономические, и политические, что мы приблизимся к тому, что называется поиском национальной идеи.

"СП": - Какой должна стать российская идея, учитывая, что государство наше не только многонациональное, но и многоконфессиональное?

- Про любую страну мира без исключения можно сказать, что она многонациональная и многоконфессиональная. В Российской Федерации русских около 85%, т.е. больше, чем французов во Франции, например. А Франция не считается многонациональной страной. Еще один момент: русский народ тысячелетие строил свой дом-государство, не уничтожив, не поработив, не крестив насильственно ни один народ. Что коренным образом отличается от колониальной политики западноевропейских "цивилизованных" народов – это очевидно. Поэтому в национальном возрождении русского народа заинтересованы все народы России и все ее элиты.

"СП": - Только факты нашей жизни как-то больше говорят об упадке…

- Не согласен. Нужно зрить масштабно. За последние два десятилетия нигде не проходило такого массового возвращения к религиозным истокам. Открываются сотни храмов, они в большинстве своем переполнены. Я сейчас присутствую на Русском народном соборе в Храме Христа Спасителя. Здесь примерно 5 тысяч человек. Сейчас идет массовый возврат к религиозным, национальным истокам думающего, образованного сословия, того, что мы называем интеллигенцией. Да, мы видим все тяжелые, катастрофические обстоятельства нашей жизни. Но это не закрывает нам глаза и на позитив. Такую позицию я называю позицией трагического оптимизма.

"СП": - Все же не очень радостная формулировка. А что в позитиве?

- Обратите, например, внимание на то, что мы называем мелким и средним бизнесом. Ведь он существует вопреки рэкету снизу и рэкету сверху – бандитскому и чиновничьему. И он растет вопреки всему. А если бы наша власть не занималась разрушением самых главных национальных основ – образования, культуры, медицины, теперь вот и наук, а хотя бы немного помогло малому и среднему бизнесу, то мы бы сейчас имели процветающую страну. Возрождение России происходит, к сожалению, вопреки действиям власти.

"Дело не в том, что национальная идея не найдена. А том, что власти это абсолютно не нужно, - считает историк, доктор философских наук Игорь Чубайс - Она не востребована. Так же, как в технических науках, где у нас что-то сделано, разработано, а внедрить не могут, потому что никому не нужно. Так и с национальной идеей. Я заявляю это ответственно и абсолютно твердо. На эту тему мною написано множество книг. Последняя так и называется "Российская идея", где на пятистах страницах все это разобрано, рассмотрено, проанализировано и дан ответ.

"СП": - Почему власти не нужно, если она сама постоянно говорит о необходимости "духовных скреп"?

- А потому что эта власть нелегитимна. У нас почти столетие нет свободных выборов, а есть имитация. Поэтому встает вопрос о статусе власти, по какому праву они командуют? Кто им дал право выступать от имени народа? Кто их выбирал? Если мы признаем, что вопрос о национальной идее решен, то из этого очень многое вытекает. Потому что (если говорить коротко) национальная идея позволяет понять смысл истории, позволяет прогнозировать будущее, она позволяет увидеть, что ошибочно, что неправильно, что нужно преодолевать. Наша задача не СССР продолжать, а нужно Россию продолжить тысячелетнюю, насколько это возможно. Это путь, по которому шли многие наши соседи: скажем, нынешняя Эстония – это не продолжатель Эстонской ССР. Это правопреемник исторической Эстонии, той, которая была между войнами. И Чехия, и Словакия, и Болгария – это не правопреемники народных республик, а правопреемники исторической Чехии, Словакии, Болгарии. Это нужно было сделать и нам. А мы пытаемся и невинность соблюсти, и все остальное…..

"СП": - Ну, а как это сделать?

- Для этого нужно демонтировать существующую политическую систему, у которой ничего не выходит. На наших глазах происходит угасание страны. У нас сегодня количество эмигрирующих из России превышает количество эмигрантов в годы Гражданской войны. У нас 240 тысяч молодых людей уклоняются от службы в армии. Собственной стране служить не хотят.

"СП": - Но кто будет демонтировать и каким образом?

- Мы – вы, я, читатели…

"СП": - Это реально? Сил хватит?

- Дело в том, что у нас угасает экономика. Когда у нас миллионы окажутся без работы, не смогут кормить своих детей, ситуация резко поменяется. Реформа РАО ЕЭС, пресловутая, закончилась тем, что цена одного киловатта электроэнергии выросла в 12 раз. И сегодня в ряде регионов вводится квотирование электроэнергии. Да, бывают ошибки, но ошибка, ошибке – рознь. За эти еще и государственные награды получены. То есть власть это поощряет. И почему вы думаете, что демонтаж невозможен? Сто тысяч выходят на Сахарова. По расчетам ведущих экономистов, к 2017 году наступит экономический коллапс – экономика остановится. Она уже сейчас угасает, и это видно. Первое полугодие этого года – впервые, когда мировые цены на нефть росли, а экономического роста не было. То есть, уже углеводородов недостаточно.

"СП": - Чем хуже, тем лучше – так получается?

- При нынешней системе управления, чем быстрее произойдут радикальные изменения (я за то, чтобы мирным путем), тем лучше. Сегодня власть работает в автономном режиме, обслуживает сама себя.

Опрос на ИА "Амител":

Что делать русскому человеку, чтобы выжить?
объединяться в организации 447 чел.
эмигрировать 331 чел.
учить китайский язык 172 чел.
свое мнение, добавлю в комментариях 71 чел.
Всего проголосовало: 1021 чел.



Читайте полную версию на сайте