Передачу регионам налогов "съела" Олимпиада и Болотная
Одним из самых главных завоеваний базового электората Владимира Путина, который во многом и привел его на третий срок в Кремль, стало решение федеральной власти дать регионам больше финансовой свободы. Сразу после выступлений рассерженного "креативного класса" на улицах Москвы в 2011 году, раздраженная власть обратилась к своему избирателю с целым пакетом предложений. Среди них ясно и четко звучал призыв сделать муниципалитеты и региональные власти самодостаточными. Об этом пишет Накануне.Ру.
В своей программной статье "Демократия и качество государства" для "Коммерсанта" Владимир Путин четко прописал эту позицию. Любопытно, что либералы предпочли пропустить ее мимо ушей, уж слишком много комплиментарных для их слуха конструкций содержалось в статье и помимо абзаца про регионы.
"Предлагаю передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Конечно, при этом необходимо будет сбалансировать полномочия между субъектами федерации и муниципалитетами", - писал Владимир Путин.
"Считаю, надо обеспечить долгосрочный, устойчивый характер доходов таких муниципалитетов (что предполагает стабильный, известный заранее размер регионального трансферта). Исключить ситуацию, когда деятельность мэра сводится к более или менее успешному выбиванию денег наверху, а его оценка зависит от начальства, а не от собственных граждан. Тогда мы сможем рассчитывать здесь на появление нового поколения политиков и эффективных социальных менеджеров", - продолжал он.
Между тем, буквально за несколько месяцев после победы в президентской кампании Путин выполнил практические все обещания о реформе политической системы, которую так ждали либералы, и которую он наметил в этой же статье в "Коммерсанте", а вот с финансами все пошло не так успешно.
В декабре 2012 года на Госсовете по вопросу о повышении инвестиционной привлекательности регионов тема эта вновь была затронута.
"Существенная часть поступлений от деятельности новых предприятий в их бюджеты не попадает. При этом поток дотаций из федерального бюджета сокращается. Это, конечно, очень плохая практика. Это значит, что ходить в Минфин за деньгами, выпрашивать дотации из федеральной казны по-прежнему выгоднее, чем привлекать инвесторов. А должно быть, конечно, прямо наоборот. Я прошу Министерство финансов вместе с членами Госсовета еще раз обсудить данную проблему и представить конкретные предложения", - заявил Путин.
"С любой копейки налогов с территорий 70% остается в регионе", - возразил тогда Путину министр финансов Силуанов. Показав, что явно не собирается отдавать право распоряжаться трансфертами в субъекты, и предложил вместо этого модернизировать систему оценки работы губернаторов.
В этом году стало ясно, что позиция Силуанова и в целом либералов в экономике побеждает (хотя для экономики это и не сулит ничего хорошего), а предвыборные обещания так и остаются на полке. Вопрос даже не включили в повестку заседания недавнего Госсовета. По словам полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского, курс на перераспределение налогов в пользу регионов, взятый на заседании органа в 2012 году, продолжен не будет: "В межбюджетных отношениях есть проблемы, но они, скорее, заключаются не в перераспределении доходов, а в распределении полномочий".
- Еще в начале года в стране возникли проблемы собираемости налогов. Прежде всего это НДФЛ и налог на прибыль. В Сибири уже весной я участвовал в совещаниях, где руководители регионов СФО говорили, что в этом году будет "полная труба". Не наполняется бюджет, исполнить майские указы - обещания президента – возможно, не получится. Говорили об этом серьезные регионы: Красноярский край, Кемеровская область. Говорили и слабенькие: Тува, Хакасия. Последние вообще не стеснялись в выражениях, прямо утверждали, что не смогут выполнить указания центра. Уже весной налог на прибыль собирался плохо, это говорило о том, что региональная экономика втягивалась в кризис. У регионов проблема с наполняемостью бюджетов встала очень остро. Для примера, в Новосибирской области бюджет собрали с 14,9% дефицитом, лишь на десятую процента меньше крайней точки, позволенной бюджетным законодательством. То бишь выбрали все что можно по закону. В этих условиях я недавно задавал на фракции вопрос министру финансов Силуанову, может, расшить наконец централизацию, может, дать регионам возможность тратить налоги, они тогда сами будут управлять налогами, выбирать лучшие схемы для себя и потихоньку выползать из этой ситуации? Но Силуанов сделал вид, что не понял меня, и сказал, что достаточно того, что есть, и призвал местное самоуправление эффективнее управлять землей и собственностью. Только вот там эффективнее управлять нечем. Особенно в сельских территориях. Сельское хозяйство, скажем мягко, в тяжелом состоянии, а с пенсионеров налоги на землю и недвижимость не сильно соберешь. Поэтому на самом деле ситуация очень непростая и нежелание децентрализовать финансовые отношения и выполнить одно из обещаний Путина, таком образом, выглядит довольно странно.
Думаю, что Минфин просто боится не справиться с ситуацией. Ему кажется, что если он будет держать финансовую ситуацию в кулаке, то у него будет возможность для маневра, возможность залатать дыры, когда все пойдет не так. Обычный ответ Минфина - что перераспределением доходов не решить всех федеральных задач и сбалансированность бюджета будет нарушена. Но суть в другом. Есть большие федеральные проекты: Олимпиада, Чемпионат мира по футболу, на ходу придуманная скоростная железная дорога из Москвы в Казань (для бог весть откуда взявшихся огромных пассажиропотоков на этом направлении), а это колоссальные затраты, и без сосредоточения всей налоговой базы в центре этих задач не решить. Поэтому в условиях ухудшающейся экономической ситуации в Минфине боятся потерять контроль.
Неудивительно, что за два года обещания президента начать перераспределение финансов выродились в перераспределение полномочий. Вместо денег центр предлагает передавать полномочия. На простом понятном языке это означает, что регионы еще берут на себя обязательства перед избирателями, выплаты, льготы. Далеко за примером не надо, у всех на слуху закон о "детях войны", закон, определяющий статус детей Великой Отечественной войны и меры по их социальной поддержке. Есть федеральный законопроект, но он не принимается, потому что платить тогда придется из бюджета федерального, а в регионы эти обязательства передают с удовольствием и многие уже приняли подобные законопроекты. Между тем, речь идет о серьезных для бюджетов субъектов федерации суммах в среднем 100 млн руб. Или другой пример, в регионы передали полномочия установить зарплату бюджетников на уровне средней по региону. Полномочия тратить деньги у субъектов есть, это даже хорошая идея, так можно избежать лишнего вмешательства надзорных органов, которые часто тормозят процесс, но вот проблема – денег-то не дали. Эти полномочия не подкреплены бюджетными возможностями, поэтому они провисают. И можно сколько угодно требовать повышения зарплат.
Между тем, на муниципальный уровень давно можно было бы передать 2-5% налога на прибыль. Это было бы правильно. Потому что сегодня муниципалитеты не заинтересованы развивать у себя предпринимательство или производство, потому что у муниципалитетов нет этих налогов. Максимум что есть у местного самоуправления - НДФЛ, налог с наших зарплат. Появление нового производства не всегда означает рост заработных плат, поэтому муниципалитеты часто просто не ощущают на себе изменений к лучшему. Вот у того же Свердловска нет налога на прибыль, а там металлургия, крупнейшие предприятия, но мэрии просто даже неинтересно, как они работают в финансовом плане.
На фоне этого удивительно выглядит один субъект федерации, в котором проблем с собираемостью налогов явно не будет - дорогая наша столица. До 80% всех финансовых ресурсов собирается в Москве, да и налоги все платятся здесь. "Кормить Москву" нужно потому, что именно тут происходят все опасные для власти события. Если бы еще и Москву в этом году поджали, получилась бы не "Болотная", а "Лубянка", что гораздо хуже, ведь тут и до Красной площади недалеко.
Иван Зуев