Михаил Леонтьев: Онищенко легко может взять власть в России. Это единственный чиновник, у которого есть идеология

Накануне зампред правительства Ольга Голодец отправила в отставку бессменного главного санитарного врача Геннадия Онищенко или, по крайней мере, попыталась сделать это в СМИ. Так или иначе, после заявления Голодец целый день прошел в обмене любезностями между различными ведомствами, а официального подтверждения информации об отставке так и не появилось. Ситуация, когда высшие должностные лица исполнительной власти вступают в публичное противоборство, показалась бы дикой еще три-четыре года назад, а теперь воспринимается всеми как должное. В этом году без пикировки в СМИ обошлась, пожалуй, только отставка Степашина, который, кстати, сам в интервью одному западному телеканалу признавался, что лишнее общение с журналистами может быть поводом для отставки в путинской вертикали власти. Журналист, главный редактор журнала "Однако" Михаил Леонтьев рассказал корреспонденту Накануне.RU, что изменилось в системе за последние три года и почему Онищенко – единственный человек, который может "захватить власть" в стране. 

Вопрос: Онищенко уходит или кто-то слишком хочет, чтобы он ушел, как Вы можете прокомментировать настойчивый вброс об отставке главного санитарного врача?

Михаил Леонтьев: Он просто так не уйдет. Я писал семь лет назад, что Онищенко захватит власть в России, потому что это единственный человек, у которого есть идеология.

Вопрос: Какая идеология?

Михаил Леонтьев: Санитарно-гигиеническая идеология, какая еще. Надо просто четко разделять Онищенко как главу Роспотребнадзора, выполняющего абсолютно корректные с государственной и ведомственной точки зрения задачи, и Онищенко как практикующего санитарного врача, с самыми дикими, а местами и параноидальными представлениями о здоровом образе жизни. Мы же помним, что Онищенко приложил руку к антитабачному закону, его антиалкогольные суждения о том, что человек, выпивший одну рюмку водки в год, уже алкоголик. Он же не придуривается, это его реальные представления о жизни. Это человек, который в детском саду в городе Ош заставлял своих однокашников мыть руки каждые десять минут. Гигиена – его религия, предмет его фанатизма. Человек страстный, и от этого более пугающий своими суждениями. Его же все боялись! Даже начальники. Я сейчас не утрирую. Даже связываться с ним опасались. У нас в политике слишком мало фанатиков, сплошь прагматики и циники. Поэтому мужество Ольги Голодец, с которым она выступила против Онищенко, достойно уважения. Может быть, она за него даже поплатится. Впрочем, она неглупая женщина, и вряд ли сделала это заявление просто так.

Вопрос: Получается, что уход Онищенко реален?

Михаил Леонтьев: Его безвременное увольнение – хороший повод для многих избавиться от лишнего "геморроя". Он очень многих достал. С другой стороны, это действительно один из немногих людей, который в своей деятельности преследовал не конъюнктурные задачи, а реализовывал свое представление о правильной жизни. В идеале все чиновники должны так действовать. Но в случае с Онищенко этот образ был уж очень карикатурным. А вообще забавно, что единственной идеологией, которая нашла себе место в высших кругах власти, стала идеология гигиены.

Вопрос: Насчет конъюнктурности с Вами бы многие поспорили.

Михаил Леонтьев: Нет, он не конъюнктурно действовал. Он действовал в рамках интересов российского государства. Я не вижу тут ничего дурного, когда в рамках легальных процедур охраняют интересы страны и ее граждан. Если исполнение служебного долга – это конъюнктура, то тогда любой лояльный и честный чиновник – конъюнктурщик.

У меня нет никаких претензий к Онищенко как к лояльному чиновнику. Существует дегенератская идея, что Онищенко сумасшедший, поскольку сообщил всем, что африканская чума свиней – продукт разработок американских лабораторий в Грузии. Я хочу сказать, что это как раз научный факт. Кто-то может ржать, кто-то может рыдать, факт от этого не пострадает. А вот суждение о том, что человек, выпивший 50 грамм водки раз в год, становится алкоголиком, дегенеративна, как и антитабачный закон и навязывание всем здорового образа жизни. Пользуясь своими правами и привилегиями, данными ему, чтобы беречь страну и граждан, он пытался диктовать свои довольно болезненные представления о жизни, залезая в частную жизнь. Частная жизнь, ее вредность и полезность, не является предметом приложения усилий государства. Это вообще не его собачье дело. Государство, которое лезет в частную жизнь, плохо кончит, вдоволь поиздевавшись перед этим над гражданами. Я вот не хочу, чтобы наше государство плохо кончило, а Онищенко этого просто не понимал и видел ситуацию сильно иначе. Именно это и есть достаточная причина, чтобы отправить его в отставку, а не запреты грузинских вин или украинских конфет, что является его служебной обязанностью.

Вопрос: Что вообще происходит, с тех пор как представитель СКР Маркин предварил отставку Суркова статьей про арию московского гостя, ни одна реальная или мнимая отставка не обходится без выноса сора из избы, что было сложно представить еще несколько лет назад. Вот недавняя "отставка" главы РЖД Якунина…

Михаил Леонтьев: Отставка Якунина – это был вброс в сеть. Эта отставка не была озвучена кем-то из официальных лиц. Может быть есть общие детали, но канва принципиально различается. Если Голодец сказала, значит, такое решение кем-то было принято. Ну есть же у нас глава правительства Дмитрий Анатольевич? Вроде же он орал, будучи президентом, что это его правительство.

Вопрос: Или вот Песков убеждает всех, что Навальный самостоятельно пошел на выборы, а Собянин говорит, что отношение к этому Путина и Володина было позитивное.

Михаил Леонтьев: Постойте, а какое имеет отношение Навальный к Онищенко?

Вопрос: Вам не кажется, что все это признаки расшатанности системы?

Михаил Леонтьев: Признаков расшатанности системы очень много, но вброс информации через сеть или заявление влиятельного лица является инструментом любой системы, расшатанной и не расшатанной. Это просто метод работы в информационном поле.

Но расшатанность системы проявляется не в Якунине, Навальном или Онищенко, а в том, что тандем больше не существует. Вы давно слышали слово "тандем"? А если "тандем" уже не актуален, то чем актуален Дмитрий Анатольевич?

Вопрос: Возможно, своим желанием пойти на президентские выборы со временем?

Михаил Леонтьев: Мало ли, может я желаю быть президентом, или Вы, разве это повод работать премьер-министром, тем более, если человек работает премьером плохо? Вот это признак расшатанности системы, и надо прекратить систему шатать и привести ее в какое-то стабильное, вечно зеленое состояние.

Читайте полную версию на сайте