РЖД будут улучшать имидж вокзалов книгами

Надежды "Российских железных дорог" (РЖД) на то, что вокзалы начнут приносить монополии серьезные дополнительные доходы, пока не оправдываются. Чтобы поправить положение и привлечь арендаторов, компания потратится на улучшение имиджа вокзалов. Одно из задуманных монополией нововведений — организация на вокзалах стендов для буккроссинга, то есть обмена книгами. Об этом пишет Известия.

На днях РЖД объявила конкурс на улучшение имиджа вокзалов в нескольких регионах. На то, чтобы заставить выглядеть более дружелюбно вокзалы в Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Челябинске, монополия потратит 54,9 млн рублей.

Как пояснили в департаменте корпоративных коммуникаций РЖД, одна из задач кампании — сделать вокзалы более привлекательными для арендаторов. Около двух лет назад РЖД занялась подбором партнеров, которые будут на вокзалах продавать товары, оказывать услуги и заниматься уборкой помещений. Доход РЖД от этой деятельности оценивался в 10 млрд рублей. Однако сейчас, как сообщалось, со многими партнерами соглашения или еще не заключены, или уже расторгнуты, а на прошедших реконструкцию вокзалах многие площади пустуют.

 В числе прочего в для улучшения имиджа вокзалов планируется запустить проект буккроссинга. Формально буккроссинг — это процесс освобождения книг. Человек, прочитав книгу, оставляет ее в общественном месте (парк, кафе, поезд, станция метро), для того чтобы другой случайный человек мог эту книгу найти и прочитать, а потом передать кому-нибудь еще. Книгу необходимо зарегистрировать на специальном сайте и снабдить наклейкой с номером. 

На вокзалах Казани, Новосибирска, Ростова-на-Дону и Челябинска будут установлены стенды, которые будут выполнять функции стеллажа с книжными полками, технологическими нишами и шкафчиками. В центре стенда будет вращающаяся тумба — книжная полка для специальной выкладки книг. Также на стенде будет стоять компьютер, который будет считывать положительные отзывы ("лайки") буккроссеров. Полки для книг будут стоять на вокзале в течение месяца. Книги деловой и развлекательной тематики для проекта закупит РЖД. 

Как пояснил представитель сообщества bookcrossing.ru Дмитрий Алексеевич, РЖД не привлекла буккроссеров к своему проекту и не связывалась с ними. При этом буккроссинг от РЖД действительно может столкнуться с тем, что люди будут только брать книги и не будут их возвращать.

— Это, увы, менталитет, — отмечает Дмитрий Алексеевич.

"Мини-библиотеки" появлялись на региональных вокзалах и ранее, причем без участия головного офиса РЖД. Так, в 2011 году на железнодорожном вокзале Пенза-1 была организована полка для буккроссинга. В прошлом году на вокзале в Ижевске полку для буккроссинга организовал своими силами Пенсионный фонд России.

Помимо спецпроекта "Буккроссинг" РЖД потратит средства на организацию в регионах спецпроекта "Личный экспресс": любой желающий бесплатно может на время стать главным редактором и получить собственную "газету". В специальных интерактивных киосках на вокзалах пассажиры могут выбрать рубрики и фото для обложки, а затем тут же распечатать "газету в единственном экземпляре". Газета выдается в упаковке с логотипом акции "Куплено на вокзале", пояснили в РЖД.

Компания также собирается размещать статьи, баннеры и рекламные модули, которые должны улучшить имидж региональных вокзалов, в интернете и печатных СМИ.

В РЖД напомнили, что коммуникационная кампания "Новое лицо вокзалов" была начата в 2011 году программой "Куплено на вокзале". В 2012 году кампания проводилась в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. 

Как отмечает президент Гильдии маркетологов Игорь Березин, задача привлечения трафика посетителей — это первостепенная задача любого торгового предприятия, но вокзалы как таковые торговыми предприятиями не являются.

— Вокзалы являются планово убыточными, РЖД тратит большие ресурсы на поддержание вокзалов. Соответственно, сделать здание вокзалов торговыми и культурно-развлекательными центрами — неплохая идея, — отмечает Березин.

При этом речь не идет о московских и питерских вокзалах, и так перегруженных, где такая кампания будет только мешать выполнению основных функций. Речь идет о регионах, подчеркивает эксперт, где не наблюдается бесконечного столпотворения.

— Вопрос в состоянии: если здание вокзала ветхое и убогое, то вряд ли удастся из него что-то сделать, а если хорошее современное здание, которое позволяет организовать дополнительную активность, почему бы и нет, — отмечает Березин.

Проблема с арендаторами у РЖД возникает в первую очередь из-за отсутствия понятных правил игры, отмечает глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов.

— Сначала нужны полноценные правила игры на 20 лет вперед, понимание того, что будет происходить с привокзальным площадями и вокзалами, потом полная сдача в аренду, потом — коммуникация, — считает эксперт. — Когда будет понятен пул арендаторов, тогда можно начать им помогать, привлекать людей с улицы, а пока магазинов нет, кого мы рекламируем — услуги вокзалов?

На прошлой неделе сообщалось о том, что РЖД намерена приобрести 51% акций компании "РЖД — Развитие вокзалов" (РЖД-РВ). Пакет сейчас принадлежит компании "Система Сервис" Сергея Пака. РЖД-РВ занимается управлением инфраструктурой вокзальных комплексов.

Читайте полную версию на сайте