Доза на 15 лет: в Госдуме предлагают ужесточить наказание полицейским, которые подбрасывают наркотики

Полицейских, улучшающих статистику раскрываемости с помощью маленького пакетика с наркотическим веществом, который подбрасывается гражданам для фальсификации доказательств по делу, депутаты предлагают приравнять к наркодельцам и сажать на срок до 15 лет. Соответствующий законопроект намеревается в ближайшее время внести на рассмотрение Нижней палаты член думского Комитета по противодействию коррупции Борис Резник, - передает СП.

По его мнению, сегодняшнее законодательство слишком либерально к преступникам в погонах, которые "не только калечат судьбы людей, но и подрывают все усилия государства по укреплению доверия к правоохранительным органам".

"К сожалению, это довольно частое явление, когда сотрудники правоохранительных органов подбрасывают наркотики, либо чтобы улучшить статистические показатели работы, либо ради своих каких-то корыстных целей. Я считаю, это совершенно недопустимо, и ответственность за подобные вещи должна быть усилена законодательно", - пояснил "СП" автор документа.

В качестве примера он привел громкое дело замначальника МУ МВД по Ногинску - главы криминальной полиции и службы участковых этого подмосковного города Ильи Юхмана, арестованного в минувшую пятницу с санкции Преображенского суда Москвы по обвинению в превышении должностных полномочий.

В деле Юхмана (он, к слову, приходится сыном генералу Юрию Юхману, который ранее возглавлял подмосковный главк МВД) на данный момент три эпизода превышения должностных полномочий, два из которых приходятся на его период службы в Люберцах, где он также был начальников полиции, и один – в Ногинске.

"Подбрасывание наркотиков – это как раз был излюбленный прием Юхмана и его подчиненных, - говорит парламентарий. – Среди пострадавших от их действий – молодой адвокат Артур Прель. Он разоблачил группу чиновников, во главе с теперь уже бывшим зампредом Мособлдумы Василием Дупаком, которые мошенническим путем присвоили 2,2 тыс. га подмосковной земли на сумму 15 млрд рублей. Дупаку в итоге дали шесть лет условно (приговор был летом) и назначили штраф – один миллион. Это за то, что украл он миллиарды. А Прелю подкинули наркотики и посадили на восемь лет – якобы он наркодилер и продавал эти наркотики в люберецких подземных переходах. При том, что, как выяснилось, никакого дела оперативного учета нет. А материалы против него полностью сфальсифицированы – от начала до конца".

"СП": - Есть шанс на пересмотр дела теперь?

- Очень на это надеюсь. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин поручил проверить его. Сотрудники аппарата омбудсмена, как мне известно, сочли, что дело было сфальсифицировано. И недавно в Верховный суд было направлено ходатайство о его пересмотре. Думаю, что прежний приговор будет отменен. Но что грозит тем, кто все это устроил? Статья 286 (превышение должностных полномочий), по которой предъявлено обвинение, предусматривает не такие уж и большие сроки. И в их полномочия служебные не входит подбрасывать наркотики. Это совсем другая должна быть статья. И ответственность другая. Я предлагаю – от 10 до 15 лет. То есть, тех правоохранителей, которые подбрасывают наркотики и калечат судьбы людей, наказывать как наркодельцов.

"СП": - Но в УК есть уже статья 303 (фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности)…

- Она не столь суровая тоже. К тому же, я именно хочу, чтобы это было связано с наркотиками. В деле того же Юхмана (в люберецкой его части) есть совершенно дикий случай, когда его подчиненные по его приказу подкинули наркотики местному бизнесмену по фамилии Чернявский. Сначала, правда, они подбросили наркотики двум его сотрудникам, а потом назначили Чернявскому встречу в одном ресторане в Малаховке и потребовали, чтобы каждого он выкупил за два миллиона и за себя заплатил. Всего, стало быть, шесть миллионов.

"СП": - Так это уже не просто статистика, это вымогательство…

- Именно. Чернявский отказался платить, даже зашил все карманы. Но его остановили, когда он ехал на машине, и подкинули наркотики ему и его водителю. В брюки засунули, а чтобы пакет с порошком не выпал штанину скотчем замотали. Так вот Чернявский этот через некоторое время умер в СИЗО от сердечного приступа. А его водитель сейчас проходит потерпевшим по делу Юхмана.

Председатель координационного совета профсоюза сотрудников московский полиции Михаил Пашкин признает, что фальсификация уголовных дел с помощью подкидывания наркотиков довольно часто встречается в перечне преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов:

- Палочная система стимулирует такую практику. Начальники нормальные в Москве по наркотикам материалы просто не принимают. Но сотрудники уголовного розыска за неимением, как говорится большего, пытаются их делать. И различными способами, часто незаконными. Потому что планы как были, так и остались. Более того, плановые показатели утверждены в госпрограмме "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", которую правительству предстоит принять в скором времени. Там, например, есть такой пункт "основные индикаторы" - показатели, по которым оценивают госпрограмму – хорошо она выполнена или плохо. Число тяжких и особо тяжких преступлений, количество не разысканных преступников – все в процентах к 2011 году. И процент этот все время меньше и меньше должен быть. Руководство говорит: "У нас план не выполнен. Должно быть снижение, поэтому мы должны найти больше". А как их найти, которые в розыске числятся? И знаете, что делают?..

"СП": - Что же?

- Объявляют в розыск человека, которого осудили давно. Вот сегодня объявил, а завтра его уже нашли - у нас просто есть тому документальные подтверждения. Я начальнику московского главка Якунину все это передал – он там шорох навел. Но это в Москве. А в других регионах? Поэтому Госдуме нужно не по воробьям из пушки стрелять. А по настоящему противнику – вот эту палочную систему изничтожить, которая в государственной программе отражена. По-другому нельзя. Потому что подбросить могут не только наркотики, подбрасывают патроны, оружие, могут подбросить любое вещественное доказательство или, наоборот, украсть их. И каждый раз будем закон что ли принимать? Нужно разработать критерии оценки деятельности полиции, утвердить их законодательно, чтобы сотрудники в конце месяца или квартала не бегали и не думали, где "срубить палку".

"С точки зрения предотвращения злоупотреблений и дальнейшей деградации нашего правоохранительного корпуса, предложение, безусловно, нужное, - считает исполнительный директор Общественного комитета "За открытость правосудия", член Общественной палаты РФ Денис Дворников. – Это же очень просто - подкинул, и закрыл дело: не надо собирать доказательства, встречаться с людьми, как-то восстанавливать цепочку событий преступления. Только вот сотрудники перестают думать, думать, как профессионалы. Однако не стоит, как мне кажется, выделять одно преступление – ведь, действительно, не только наркотики подбрасывают, но и руки ломают, выбивают показания. Это все звенья одной цепи, а подброшенные наркотики – лишь один из инструментов одного и того же преступления. А глубинная причина этих преступлений, конечно же, наша палочная система. Потому что нужно отчитываться, нужно к какому-то определенному времени иметь определенное количество задержанных, подозреваемых и подсудимых в итоге. Так что здесь проблема комплексная и решение должно быть тоже комплексным".

"СП": - Но уже столько лет идет реформа, а система как была "палочной", такой остается до сих пор. Почему ничего не меняется?

- А никто не разбирался и не разбирается, как это можно изменить. Такие вещи, как модернизация, реформа полиции – это все абсолютно рассчитано на медиа отчет, на какой-то разовый информационный всплеск. Сущностные вещи при этом не менялись…морально-нравственная база, которая могла бы преобразить наши правоохранительные органы, она же не менялась. Легкие пути ищем и легкие решения. Как c этой овощебазой в Бирюлеве: закрыли, но при этом не хотят понимать, откуда вообще идут миграционные потоки, и в чем истоки криминогенной этой обстановки. С реформой полиции то же: переодели всех из советской формы в какую-то форму охранников "Ашана". А нужна концептуальная работа.

"СП": - Кто мешает?

- У нас всеми процессами – и законодательным процессом, и подготовкой концептуальных решений занимаются политики. У нас этим, к сожалению, совершенно не занимаются те, кто имеет и научные знания, и умеет отличить простой популизм от действительно базовых, фундаментальных вещей. Но "академистов" почему-то отодвинули. Системой управляют политики, и они исходят из целесообразности конкретного политического момента. Или конкретной цитируемости своей своего имени под каким-то громким лозунгом.

Читайте полную версию на сайте