55 лет назад в Барнауле, спасая жизни своих товарищей, погиб машинист Владимир Бабкин

55 лет назад, спасая жизни своих товарищей, в страшной аварии на железной дороге погиб машинист Владимир Бабкин, - подробности сообщает газета "Вечерний Барнаул"

 В августе исполнилось 55 лет со дня страшной аварии на железной дороге, которая унесла жизни шестерых человек и вызвала немалый общественный резонанс в Барнауле.

К сожалению, сейчас уже мало кто из нежелезнодорожников помнит имя машиниста Владимира Бабкина (на фото), который погиб в тот день, спасая своих товарищей. Мы попросили дочь погибшего железнодорожника Валентину ПЕТЕРКО рассказать об отце.

Мачеха бросила, а тетя нашла 

"Детство у папы было тяжелым, – рассказывает Валентина Владимировна. – Жил он с родителями в Павловске, мать умерла рано, отец женился во второй раз, да вскоре и сам умер. И Владимир - молодой парнишка, подросток - остался с мачехой, которая считала его обузой. Как-то раз она поехала с ним и двумя родными детьми в другой город и по дороге его бросила. Мальчишка брел по степи один, в пути ел лебеду, чтобы хоть немного приглушить голод. Вышел к какой-то деревне. Там и остался. Жить было негде, он брался за любую работу, помогал людям по хозяйству за кусок хлеба. Одним словом, стал беспризорником.

Его уже хотели определять в детский дом. Но в Барнауле у него была родная тетушка Устинья Кузьмовна. Она узнала, что племянник брошен, живет в деревне, и отправилась на его поиски. Идет по деревне, мимо пробегают ребятишки. Она у них спрашивает: "Где тут Володя живет?". Они отвечают: "Знаем, знаем!", и сами вперед бегут. Кричат: "Володька, к тебе мамка приехала!". Такая вот получилась встреча.

Детей у Устиньи Кузьмовны не было, и она забрала Володю в Барнаул. Отмыла его, одежду сразу в печку отправила, потому что завшивел совсем. Так он и остался жить у нее и ее мужа дяди Феди, который работал в депо. Когда мальчик окончил школу, четыре класса, дядя устроил его в депо и тем самым дал ему в жизни зеленый свет.

Папа работал вначале кочегаром, потом помощником машиниста и, наконец, сам стал машинистом. Руководство его ценило. Сколько себя помню, папа всегда много времени отдавал работе. Я его практически не видела. Постоянно вызов, вызов, вызов – в любое время дня и ночи папу могли вызвать и послать в рейс.

Бык на линии 

За три дня до трагедии произошел странный случай. Сидели мы и завтракали всей семьей. Мама спросила у отца, почему он такой грустный. А он отвечает: "Да видел я сон нехороший. Будто стоит на линии бык. Потом встал на дыбки и идет на меня". – "А дальше что было?" – "А дальше я проснулся". Ну, поговорили и забыли об этом сне.

А в воскресенье, 24 августа 1958 года, папа вернулся из поездки, лег спать на сеновал. Не успел отдохнуть, как пришел вызывальщик. Оказалось, другой машинист заболел. Пришлось ему снова отправляться в рейс, даже не в свою смену, с другой бригадой.

Он ушел, а мы с подругой Людой остались играть в палисаднике. И вдруг видим: валит дым со стороны железной дороги. Не знаю почему, но я побежала туда, и Люда за мной. Нам казалось, что это рядом.

Мне тогда было всего 11 лет. Жили мы в частном секторе, там, где сейчас находится кинотеатр "Россия". Так что на самом деле до места аварии было далеко. Но мы все равно добежали до линии, а уже люди навстречу идут, разговаривают между собой: "Сейчас только вытащили помощника машиниста и кочегара обугленными. А машиниста увезли в больницу". А дальше нас милиция завернула: "Бегите, девчонки, домой!". Потом ходили с мамой в больницу, но нас в палату не пустили. Отозвали только в сторонку родственника дядю Сашу, который с нами пришел. А он уже вечером потихоньку, чтобы дети не слышали, шепнул маме, что папа умер".

Лишь много позже, повзрослев, Валентина Владимировна узнала, как погиб ее отец. "Трагедия случилась у 18-го разъезда, близ Булыгино. Незадолго до появления поезда там проезжал бульдозерист. Видимо, калымил в воскресенье, был пьяный. И почему-то он решил ехать прямо через рельсы, хотя там совсем рядом был нормальный переезд, специальная насыпь. К нему еще женщина подходила, которая в том районе грибы собирала, и поругала: "Ты что делаешь? Сейчас же поезд может пойти". Он послал ее подальше, полез через рельсы и застрял. Встал, и ни туда ни сюда, как тот бык из сна. И ладно бы встал на прямом отрезке пути, тогда бы они его заранее увидели и успели затормозить. А он сразу за поворотом, за лесом застрял.

В составе было 13 цистерн с бензином. Когда поезд врезался в бульдозер, цистерны налетели друг на друга, стали взрываться. Запылал уголь, бревна. Паровоз пошел на бок, и папу паром выбросило наружу, а помощника машиниста и кочегара завалило углем. И он полез их спасать. Попробовал вытащить, но ничего не получилось. Мне потом другие железнодорожники говорили, что если бы он не кинулся к ним на помощь, то остался бы жив. Такой был человек, жил по принципу "сам погибай, а товарищей выручай". Пока пытался их вытащить, сам обгорел. Кое-как вылез из поезда, снял с себя горящую одежду, присел у сосеночки. Там его нашли проезжавшие мимо люди, усадили в машину и увезли в краевую больницу.

В той страшной аварии погибли мой папа Владимир Бабкин, помощник машиниста Пётр Харитонов, кочегар Стас Лупенко, которому было всего 20 лет. И еще трое детей. В то время подростки забирались на товарняк и ездили на рыбалку. Когда столкновение произошло, бревна посыпались и их придавили. Одного мальчика не сразу убило, а только прижало, и он сгорел живьем.

Могила у железной дороги 

Похоронили папу и его двух товарищей по бригаде вместе на Булыгинском кладбище. Посередине папа, по правую руку помощник машиниста, по левую – кочегар. У всех небольшие оградки с видом на железную дорогу. На могилы мы ходили всегда, не только к отцу, но и к Стасу, и к Петру. Первое время могилки были ухожены, все покрашено. А потом прихожу через какое-то время – все в таком запустении, латунные таблички и звезды булыгинская шпана поотрывала. Могилы стояли безымянные, ржавые оградки, памятники.

Папе я мраморный памятник сама поставила, за свой счет, фотографию заменила. Но у меня и по двум другим неухоженным могилкам сердце кровью обливалось. Спасибо доброму человеку Давиду Иосифовичу Шлионскому. Он обратился в депо, в музей, и они установили помощнику машиниста и кочегару мраморные памятники, покрасили оградки всем троим. В этом плане сейчас все в порядке.

Но вот о чем хотелось бы попросить. Как бы сделать этот уход за могилками со стороны депо постоянным. Раз в год можно было бы кому-то приехать, прибрать, вырубить заросли, положить цветочки. Например, в августе, к Дню железнодорожника, или в день их гибели. Я-то уже слепая, а брату моему ногу ампутировали. Нас не станет, могилы будут потеряны.

И еще, если можно, хочется, чтобы на кладбище мемориальную доску установили и в день смерти проезжающие мимо поезда давали три гудка. И, может быть, какой-то лучшей бригаде присвоить имя моего отца, Владимира Васильевича Бабкина, и его товарищей. Они ведь погибли на работе, в мирное время. У них была возможность выпрыгнуть. Но они не выпрыгнули, потому что спасали состав, до последнего пытались его остановить и гудками предупреждали людей об опасности. Их полгорода пришло хоронить. Все трое заслуживают памяти".

Имя для локомотива 

Мы обратились в Музей истории Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги и поинтересовались, сохранилась ли память о Владимире Васильевиче и его товарищах.

"Владимира Бабкина на железной дороге помнят, – говорит директор музея Ольга Бучнева. – Хотя отдельного стенда, посвященного ему, нет, но когда экскурсоводы проводят экскурсии в музее, то обязательно рассказывают посетителям о трагедии, которая произошла в 1958 году. О том, как пьяный тракторист оставил трактор на линии и как бригада тщетно пыталась затормозить. Тогда гибель троих коллег потрясла деповскую общественность. Прощание с покойными проходило в красном уголке, в торжественной обстановке. Пришло очень много людей, были представители власти. Сегодня есть планы присвоить имя бригады, в составе которой работал в тот трагический день и погиб Владимир Бабкин, одному из локомотивов. Такой вопрос стоит на повестке. Думаю, что к столетию Алтайской железной дороги, которое будет в 2015 году, мы это сделаем".

Фото Андрея Чурилова

 

Читайте полную версию на сайте