Правда об угонах и советы от полковника УГРО
Тема угонов машин в России относится к разряду вечных. И разговор о
последних тенденциях в этой сфере состоялся в пресс-центре ИД "МК", с
заместителем начальника 15-ого отдела ГУУР МВД России полковником
полиции Михаилом Ситохиным. Подробности сообщает КМ.Ру.
Для начала он сообщил, что за январь-август этого года в России всего было угнано и украдено около 58 000 машин. Параллельно за этот же период времени было найдено 8298 похищенных транспортных средств. Причем в их число входят и украденные в прошлые годы машины.
Лидером по количеству угонов в стране по-прежнему остается за Москвой – 6421 транспортных средства за 8 месяцев этого года. На втором месте стоит Северная столица и Ленинградская область – 3852 кражи и угона.
Третью ступень этого печального пьедестала занимает Приморье с 1769 единицами незаконно "приватизированного" автотранспорта.
Среди прочих марок наибольшую популярность среди российских угонщиков имеют машины марки ВАЗ. Основное объяснение этому – их распространенность на территории России.
Среди иномарок самыми угоняемыми остаются "японцы". Около 10% от всех угнанных в России машин этой категории приходится на долю марки Toyota, 5% – Mazda и по 4% – на Honda и Mitsubishi.
В "номинации" дорогих иномарок в последнее время самыми популярными у угонщиков стали Land Rover Range Rover. По-прежнему востребованы у отечественного криминалитета кроссоверы Toyota-Lexus, такие как Land Cruiser, Prado, Highlander, RX350-270, GX 460 и LX570.
"Хиты" рейтингов угоняемости недавнего прошлого – BMW X5 и Х6, – продолжают оставаться в списке самых угоняемых премиальных иномарок. Как и Infiniti FX.
Среди сравнительно недорогих иномарок спросом у угонщиков пользуются Toyota Camry, Nissan Teana, Mazda6 и Mazda3, Ford Focus и KIA Rio.
Сложившееся в последнее время мнение, будто украденные в центральных областях России авто, в основном, оказываются в околокавказских регионах страны, по мнению Ситохина, уже давно устарело.
Сейчас основной потребитель краденных в России транспортных средств – постсоветские среднеазиатские республики.
Трафику краденных авто с территории России изрядно облегчило появление единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана. Спросу на ворованные машины из России в Средней Азии способствует еще и отсутствие единой базы данных угнанных транспортных средств у российских и тамошних правоохранительных органов.
Развивая тему легализации краденного автотранспорта, Михаил Ситохин рассказал, что для этого преступники в последнее время почти совсем перестали использовать связи в правоохранительных структурах.
Для выезда с территории России в тот же Казахстан сейчас достаточно качественно подделать документы на машину. Легализация краденого происходит уже вне российской территории.
Остается по-прежнему распространенным еще один алгоритм наживы на кражах автотранспорта – так называемы "угон под документы". При этом преступники имеют на руках разбитую под списание машину с совершенно чистыми документами и целыми VIN-номерами на кузове.
Они находят и угоняют точно такое же авто и переваривают на нее площадки с VIN-номерами от разбитого аналога. Легализация такого не требует участия коррумпированного полицейского.
Инспектор на площадке осмотра в МРЭО все равно почти наверняка не заметит подмены, поскольку для этого, на самом деле, требуется наличие спецоборудования и достаточно много времени.
Комментируя тот факт, что 15 октября вступит в силу новый Административный регламент, по которому продажа машины "с рук" перестанет требовать обязательную смену номерных знаков при ее перерегистрации на нового собственника, полицейский сообщил, что это не должно серьезно повлиять на статистику угонов в России.
В заключение полковник уголовного розыска Михаил Ситохин дал несколько советов как при покупке подержанного авто не приобрести машину с криминальным прошлым.
Прежде всего, приобретайте автомашину у собственника, указанного в документах. Оформляйте сделку купли-продажи в светлое время суток в местах, где есть специалисты, к которым можно обратиться за помощью – в автосалонах, магазинах комиссионной продажи.
Предложите продавцу провести независимую экспертизу номеров агрегатов автомашины на предмет их подлинности. Тщательно сверяйте данные, указанные в документах на авто с данными хозяина или его представителя.
Сверяйте номера агрегатов на автомашине с документами (двигатель в том числе). Посетите официальный сервисный центр, где помимо технического состояния может проверить комплектацию автомашины по VIN-номеру и сверить ее с фактической у покупаемой автомашины.
Убедитесь в наличии сервисной книжки на машину, где также указан VIN и сверьте его с VIN в документах. Обратите внимание на графу особые отметки в ПТС (замена агрегатов, изменение цвета, утрата документов, замена номерных знаков). Их наличие – повод для более тщательной проверки приобретаемой автомашины.
Проверьте наличие запасных ключей от автомашины, их, как правило, должно быть два комплекта. При этом оба ключа должны открывать и запускать двигатель автомашины.
В случае если машину продает не собственник, а доверенное лицо, попросите у него телефон хозяина машины, свяжитесь с ним и задайте следующие вопросы:
- кто продает его машину;
- где приобреталась и где обслуживалась машина (сверьте эти данные с сервисной книжкой и записями в ПТС;
- расспросите хозяна о технических особенностях (или, например, о видимых повреждениях) и комплектации автомашины.
- предложите ему приехать лично для оформления купли-продажи.
Расплачивайтесь при переоформлении автомашины в отделении банка. При передаче денег держите автомашину в поле вашего зрения, либо оставляйте возле нее своего помощника. Не покупайте автомашину с рук в одиночку. Откажитесь от приобретения автомашины, если у продавца отсутствуют оригиналы личных документов.
Оформляйте договор купли-продажи от имени лица, которое вам продает
автомашину, а не от отсутствующего на данный момент владельца
автомашины. Обязательно включите в договор купли-продажи следующие
пункты:
- реальную стоимость автомашины, ту сумму, за которую вы приобретаете автомашину;
- пункт о том, что на момент передачи вам автомашины, она не числится в
розыске, не является предметом спора, залога, обеспечения кредитных
обязательств и имеет подлинные номера агрегатов.
Если впоследствии окажется, что продавец вас обманул и машина имеет ограничения на регистрационные действия, либо имеет криминальное происхождение, эти пункты в договоре пригодятся для подачи вами гражданского иска к продавцу.
С особым сомнением относитесь к объявлениям о продаже автомашин с заведомо ниже рыночной стоимостью. Это может оказаться "наживкой" мошенников. Эти люди получают "залог" сразу от нескольких покупателей, а потом исчезают с деньгами.