Россия под прицелом финансово-банковских санкций

Россия ужесточила контроль за ввозимой продукцией из Литвы. Как в случае с Украиной, а раньше – Грузией, вопрос не в плохом качестве продукции, а в желании решить политические вопросы экономическими методами. Некрасиво, но мы действуем "их" методами. Просто Россия быстро учится у западных политтехнологов.

На протяжении многих десятилетий Запад ведет необъявленную "экономическую войну" против нашей страны. Основной инструмент "экономической войны" – санкции. Раньше это были торгово-экономические и технологические санкции. Сегодня на первый план могут выйти финансово-банковские санкции.

"Пробные шары" Запада

После образования Российской Федерации Запад уже несколько раз выступал с угрозами введения санкций против РФ. В августе 1998 года, когда Россия оказалась не в состоянии выплачивать долги зарубежным кредиторам, на Западе рассматривался вопрос о возможном аресте зарубежных счетов Банка России. В августе 2008 года на саммите Европейского союза в Брюсселе обсуждался вопрос о введении торгово-экономических и финансово-банковских санкций против России в связи с так называемой агрессией Москвы против Грузии. Участники саммита, в частности, предлагали заморозить или даже арестовать все зарубежные активы российских банков, или, по крайней мере, наложить аресты на зарубежные счета российских чиновников, ответственных за "агрессию". Санкции должны были распространяться не только на банки главных стран Запада, но также на офшорные банки. Можно также вспомнить события, связанные с так называемым шпионским скандалом (лето 2013 года). Москва отказалась сдавать Вашингтону Эдварда Сноудена, что вызвало крайне негативную реакцию со стороны администрации США. Опять в Белом доме и в Конгрессе США начались разговоры о необходимости санкций против РФ. Даже упоминался подготовленный "пакет санкций", содержание которого не раскрывалось.

Серьезным "звоночком" для наших властей явилось появившееся в прошлом месяце письмо четырех сенаторов США, адресованное главе американского Минфина Джейкобу Лью. "Народные избранники" призвали администрацию США ввести санкции в отношении крупнейших российских банков, которые, по их утверждению, помогают финансировать деятельность сирийских властей. Письмо подписали сенаторы-демократы Ричард Блюменталь (Коннектикут) и Джин Шахин (Нью-Гэмпшир), а также республиканцы Джон Корнин (Техас) и Келли Айотт (Нью-Гэмпшир). "Согласно многочисленным сообщениям, такие банки, как ВТБ, ВЭБ и "Газпромбанк", ведут, как обычно, бизнес с Сирией, неоднократно подрывая режим санкций, введенных США, Евросоюзом и ООН. Такая деятельность, как сообщалось, включает содействие "Внешэкономбанка" в осуществлении платежей за ракетные системы С-300, хранение в ВТБ личных активов президента (Сирии Башара) Асада, платежи "Газпромбанка" за нефть", – говорится в тексте письма. По мнению сенаторов, содействие российских банков помогает сирийским властям закупать оружие и вести гражданскую войну. "Мы считаем, что эти учреждения причастны к продолжающемуся жестокому конфликту в Сирии и должны быть лишены доступа к американской финансовой системе", – заявили американские сенаторы. Как уточнил газете Politico сенатор Блюменталь, предлагается заморозить активы российских банков в США, запретить им какую-либо деятельность в Штатах, наложить ограничения на зарубежные поездки сотрудников. Представитель Минфина США не стал комментировать изданию письмо сенаторов, но отметил, что Вашингтон уже использует санкции для давления на власти Сирии.

Обозначенные в письме сенаторов российские финансовые организации – не просто коммерческие кредитные организации: они являются государственными банками. ВЭБ имеет статус государственной корпорации, а у ВТБ и "Газпромбанка" в акционерном капитале государству принадлежит основная доля.

Из этого вытекает, что письмо сенаторов – прямой призыв к конфронтации на уровне государств, официальному объявлению "экономической войны" Соединенными Штатами против Российской Федерации. Письмо американских сенаторов было прокомментировано многими нашими экспертами как из академических, так и банковских кругов. Смысл и дух большинства комментариев примерно таковы: "ничего страшного", "очередная страшилка", "частное мнение нескольких сенаторов", "Америке это обойдется дороже", "наши банки найдут выход" и т. п. Пожалуй, единственным экспертом, который оценил письмо сенаторов как серьезный "звоночек", был бывший заместитель председателя Счетной палаты РФ Ю.Болдырев. Он обратил внимание на то, что санкции предложено организовать в отношении государственных банков. За этим шагом, как он считает, может последовать замораживание или арест международных резервов Банка России.

История под названием "Война против "Мира"

Нельзя сказать, чтобы все ограничивалось только угрозами в адрес российских банков и их клиентов. Были и конкретные акции со стороны Запада, прежде всего Вашингтона. Речь идет о так называемых мягких санкциях. Они осуществляются под флагом борьбы с финансированием терроризма, отмыванием "грязных" денег, организованной международной преступностью, коррупцией и т. п. Именно под этим предлогом власти США в середине прошлого десятилетия закрыли несколько сот американских корсчетов российских банков, которые "подозревались" в незаконных операциях. Российские банки, конечно, сумели найти выход, открыв корсчета в банках других стран, однако подобного рода "мягкие санкции" осложнили им жизнь, так как скорость расчетов в долларах снизилась, а издержки возросли (комиссии за посреднические "услуги").

Были также попытки "наездов" со стороны США на российские банки якобы в связи с нарушениями ими санкций против отдельных стран. Наиболее яркий пример – организация под названием "Мир Бизнес Банк", которая является российской кредитной организацией. Это "дочка" крупнейшего госбанка Ирана Bank Melli. Она была открыта в 2002 году под названием ЗАО "Банк Мелли Иран". С 2010 года она называется "Мир Бизнес Банк". В 2012 году по величие активов "Мир" вошел в первую сотню российских банков. Осуществляет аккредитивное обслуживание российско-иранской торговли пшеницей, сырьевыми товарами. Американские власти неоднократно рекомендовали российским банкам воздерживаться от взаимодействия как с Bank Melli, так и его российской "дочкой". Российскому МИДу пришлось сделать разъяснения журналистам по поводу проблем с "Миром": "Деятельность банка не противоречит ни внутреннему законодательству России, ни ее международным обязательствам по соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН о санкциях в отношении Ирана". Bank Melli упоминается в резолюции Совбеза ООН от 2008 года. В ней говорится о возможной вовлеченности банка в финансирование ядерной программы, однако никаких санкций в отношении банка и его подразделений ООН не налагала. Вашингтон не запрещает торговать с Ираном сырьем, которое не может быть использовано в военных и энергетических целях. Комментируя отношение США к деятельности организации "Мир Бизнес Банк", чиновник Министерства финансов США, тем не менее, заявил: "Но мы не одобряем операции с банками, против которых введены санкции, какого бы рода торговли это ни касалось". Одним словом, американские власти держат "под прицелом" многие банки мира, включая российские. Тем не менее, по сообщениям российских СМИ, "дочка" иранского банка потеряла на санкциях 17,6 миллиарда рублей.

Вероятно, именно в связи с банком "Мир" министр иностранных дел С.Лавров 7 сентября 2012 года после переговоров с государственным секретарем США Хиллари Клинтон заявил журналистам: "Односторонние американские санкции в отношении Сирии и Ирана все больше приобретают экстерриториальный характер, затрагивая напрямую интересы российского бизнеса, в частности, банков". С нашей точки зрения, защита российских банков от санкций Запада в первую очередь зависит не от нашего МИДа, а от выверенных решений и действий наших денежных властей – Центрального банка и Минфина.

Зарубежные финансовые активы – ахиллесова пята России

На начало 2013 года зарубежные активы России, согласно данным Банка России, были равны 1,3542 триллиона долларов. Большая часть этих активов создана за счет вывоза капитала банковским сектором российской экономики. Зарубежные активы банковского сектора без учета Центрального банка составили 246,9 миллиарда долларов, зарубежные активы ЦБ (международные резервы России) – 537,6 миллиарда долларов. Таким образом, совокупные активы российского банковского сектора, включая ЦБ, составили 784,5 миллиарда долларов. Доля банковского сектора в зарубежных активах РФ равна 58%. Ахиллесовой пятой российской экономики является именно банковский сектор, который слишком далеко выдвинулся за пределы экономического пространства России. Именно поэтому от Запада в случае любых осложнений отношений можно ожидать санкций в виде замораживания или ареста активов банковской системы. В случае сильного обострения отношений Запад может не ограничиться зарубежными активами российских кредитных организаций, а покуситься также на международные резервы ЦБ РФ. Почему бы и нет? Прецедент был создан в 2011 году, когда Вашингтон и Брюссель приняли решение о замораживании резервов Центрального банка Ливии, а также зарубежных активов суверенного фонда Ливии. Всего тогда было заморожено около 150 миллиардов долларов.

Что касается зарубежных активов кредитных организаций РФ, то наиболее уязвимой их частью являются текущие счета и депозиты, открытые в зарубежных банках: на них приходится 139 миллиардов долларов или более половины всех зарубежных активов российских банков. Второй по степени ликвидности и простоты "заморозки" можно считать такую позицию, как ссуды и займы. В итоге получается ровно 200 миллиардов долларов или почти 75% всех зарубежных активов российских банков.

Примечательно, что наибольшая часть самых ликвидных зарубежных активов российских банков (депозиты, кредиты, корсчета, наличная валюта) приходится не на США, как многие считают, а на Великобританию. Эту информацию можно найти на официальном сайте Банка России. Как известно, Лондон в плане санкций всегда идет в одной "связке" с Вашингтоном. В случае принятия решения Вашингтоном о замораживании зарубежных активов российских банков можно ожидать, что сразу же будет заморожено около 40% всех зарубежных активов (26,4% – Великобритания, 13,6% – США). До 80% зарубежных активов российских банков сосредоточено всего в восьми странах дальнего зарубежья (Великобритания, США, Германия, Кипр, Голландия, Швейцария, Франция, Италия). В список входят как раз те страны, которые находятся под жестким контролем Вашингтона и считаются его союзниками. Так что банковские санкции против России могут получиться очень скоординированными и эффективными.

Борьба против санкций: неоценимый отечественный опыт

Следовательно, надо принимать срочные меры по защите нашей экономики от финансово-банковских санкций со стороны Запада. Изобретать тут особенно ничего не надо. Много интересного опыта подобного рода можно извлечь из прошлого нашей страны. Например, буквально за месяц до начала Первой мировой войны Государственный банк и Минфин Российской империи изъяли из германских и австрийских банков валютные средства и перевели их либо в Россию, либо в банки стран Антанты. Начиная с конца 1917 года торгово-экономические и финансово-банковские санкции Запада против нашей страны стали "нормой жизни". Первые санкции были реакцией на решение большевиков аннулировать внешние долги царского правительства и провести национализацию иностранных предприятий. Тогда в западных банках были заморожены валютные счета Государственного банка и Минфина Российской империи. Также замораживанию подверглось российское золото, которое было размещено в банках Великобритании и некоторых других странах Запада. Европейским банкам было запрещено осуществлять расчеты по экспортно-импортным операциям Советской России. Поэтому большевики широко использовали подставные фирмы приграничных стран (особенно прибалтийских), а также некоторые формально зарубежные банки (шведские, эстонские, американские), но которые контролировались людьми, работавшими в интересах Москвы. Для расчетов во внешней торговле советское правительство широко использовало золото, что снижало эффективность экономической блокады Запада. В 1929 году бывшие страны Антанты попытались удушить нашу страну, введя запрет на прием западными банками и фирмами золота от Советской России (так называемая золотая блокада). Мы сумели эффективно противодействовать торговым, кредитным и "золотым" блокадам. Об этом свидетельствует то, что СССР сумел с 1929 года до начала Второй мировой войны построить 8600 предприятий, большинство из которых базировались на импортном оборудовании.

В послевоенные годы Запад под эгидой Вашингтона также не раз организовывал различные блокады нашей страны, например, в 1980-1982 гг. Тогда осуществлялась очень крупная сделка "газ – трубы", которая предусматривала поставку западными (преимущественно западноевропейскими) фирмами труб и компрессоров для сооружения в СССР экспортного газопровода до западных границ нашей страны. Под предлогом того, что СССР осуществил вторжение в Афганистан, Вашингтон пытался наложить запреты на поставки труб и оборудования в нашу страну, в том числе предпринимались попытки заблокировать расчеты через западные банки по этим поставкам. Эффективность торгово-экономических и финансово-банковских санкций Вашингтона оказалась невысокой, проект газопровода был успешно реализован. Следует также вспомнить опыт функционирования совзагранбанков, которые формально были не советскими, а иностранными, но действовали в интересах СССР: "Московский народный банк" в Лондоне, "Юробанк" в Париже и другие. Они были важным звеном нашей обороны в условиях "экономической войны".

Неотложные меры по противодействию санкциям

В первую очередь необходима защита международных резервов Российской Федерации. Часть валютных резервов может и должна быть направлена на покрытие таких расходов, как платежи по государственному долгу: следует по возможности погасить все долговые обязательства с опережением графиков. Часть международных резервов, особенно ту часть, которая приходится на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, следует направить на приобретение активов реального сектора экономики в дружественных нам странах, а часть использовать для закупки машин и оборудования и реализации стратегически важных инвестиционных проектов. Здесь можно и нужно использовать бесценный опыт первых советских пятилеток, когда в условиях блокады Запада удавалось закупать машины и оборудование для индустриализации страны. И, конечно же, по возможности конвертировать валютную часть международных резервов в золото, которое следует приравнять к стратегическим ресурсам.

Второе направление – деофшоризация российской экономики. Существенная часть зарубежных активов российских банков размещена в офшорных юрисдикциях – в виде паев и акций офшорных компаний, на депозитных и иных счетах офшорных банков. Западные спецслужбы имеют доступ к информации об этих активах, поэтому не следует надеяться, что они будут защищены от санкций Запада.

Третье направление – создание защищенных от санкций систем международных платежей и расчетов, альтернативных нынешним системам, которые строятся на использовании корсчетов в американских и европейских банках. Прежде всего напрашивается проект создания таких защищенных систем в рамках БРИКС и Евразийской экономической интеграции. Этот вариант предполагает отказ от расчетов в нынешних резервных валютах – евро и долларе.

Четвертое направление – организация экономических отношений со странами Запада на основе "безвалютных" схем: бартера, компенсационных сделок, клиринговых расчетов. Все это широко использовалось во времена Советского Союза.

В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, КМ.Ру.

 

Читайте полную версию на сайте