Минтранс предлагает единый билет на все виды транспорта

Правительство хочет упростить жизнь пассажирам и дать им возможность приобретать единый билет на несколько видов транспорта. То есть можно купить билет, сочетающий, к примеру, перелет на самолете и поездку по железной дороге. В этом случае у пассажира не будет болеть голова, что он может опоздать на поезд по вине авиакомпании — перевозчики несут солидарную ответственность за исполнение своих обязательств на всем маршруте. Об этом пишут Известия.

Как пояснили в Минтрансе, по законопроекту ответственность за пассажира, купившего единый билет, будет нести последний перевозчик. 

— Если в ущербе виноват предыдущий перевозчик в цепочке, последний выставит своему партнеру регрессивные счета, — отметили в Минтрансе. 

Согласно подготовленному Минтрансом проекту закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках", единый билет может применяться при сочетании всех видов транспорта: авиационного, железнодорожного, автомобильного, морского, речного.

При этом сочетание маршрутов и видов транспорта может быть каким угодно и станет зависеть от договоренностей конкретных перевозчиков. Соглашения будут заключаться между перевозчиками по инициативе одного из них, при этом предложение присоединиться к смешанному маршруту должно быть сделано не меньше чем за месяц до начала сотрудничества. В законопроекте указано, что "не допускается необоснованный отказ участника соглашения ... в присоединении другой транспортной организации к соглашению". После присоединения к соглашению перевозчик должен уведомить об этом Минтранс в течение 15 дней.

Возить пассажиров по единому билету можно будет только между пунктами, которые входят в специальный перечень. Он будет составляться на основании обращений по поводу заключенных соглашений и утверждаться Министерством транспорта. Внести пункт в реестр Минтранс будет обязан в течение 10 дней после обращения перевозчика. 

Единый билет вряд ли позволит сэкономить пассажиру: согласно законопроекту, размер платы в смешанном сообщении определяется как "сумма платежей за услуги по перевозке пассажиров и багажа каждым видом транспорта на дату начала перевозки". Схема оплаты строится так: пассажир покупает билет у одного из перевозчиков, а он рассчитывается с остальными в соответствии с условиями специального  соглашения.

Зато единый билет будет возвратным — в законе будет прописано право пассажира отказаться от поездки до ее начала и вернуть свои деньги, а также отказаться от поездки "на полпути" и получить частичный возврат средств. Сумма, которая будет возвращаться пассажиру, определяется соответствующими кодексами.

Перевозчики по собственной инициативе уже пытаются налаживать интермодальные перевозки, но в отсутствии законодательства об едином билете они, по сути, могут предложить только более удобную форму продажи билетов на разные виды транспорта.

К примеру, "Аэрофлот" и РЖД еще в 2007 году подписали протокол о намерениях по организации смешанных перевозок пассажиров железнодорожным и воздушным транспортом с использованием систем продаж авиакомпании и железнодорожного монополиста. Целью проекта было создать систему, которая позволила бы пассажиру получить один — сквозной — билет на поезд и самолет. Но проект так и не заработал.

Как пояснили в "Аэрофлоте", единый билет был бы интересен авиакомпаниям с точки зрения улучшения сервиса, однако интеграция более актуальна для наземного и городского транспорта.

Впрочем, есть и достаточно удачные примеры: власти Московского региона разработали единый проездной "Тройка", который может одновременно включать в себя поездки  на метро, наземном транспорте и "Аэроэкспрессе". В Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) напомнили, что "Тройкой" можно также оплачивать проезд на электричках в Московском регионе.

Как пояснила пресс-секретарь "Аэроэкспресс" Надежда Доржиева, кроме включения в "Тройку", компания сама развивает свою интеграцию с метро. В частности, в кассах "Аэроэкспресса" в московских аэропортах можно купить билет на электропоезд, совмещенный с московским билетом "90 минут" (90 минут безлимитных поездок на метро и наземном транспорте).

— Кроме того, несколько авиакомпаний, например "Аэрофлот", "Сибирь" и "Уральские авиалинии" дают возможность купит билет на "Аэроэкспресс" одновременно с покупкой билета на самолет. Хотя в данном случае технически это всё равно два разных билета, — отметила Надежда Доржиева.

Глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов отмечает, что в России  практически будет сложно организовать интермодальные перевозки по примеру Европы, где можно купить один билет между любыми точками сразу на несколько видов транспорта. Он напоминает, что это не удается сделать даже в рамках РЖД. 

— В частности, в свое время РЖД и пригородные компании заказали электронные системы продажи билетов у разных поставщиков, но не интегрировали их, — отмечает Безбородов.

Единый билет станет хорошей интеграционной возможностью для всех видов транспорта, выгоды от ее реализации в полной мере смогут ощутить как грузовладельцы, так и пассажиры, уверены в РЖД.


Читайте полную версию на сайте