Власти намерены вдвое повысить штрафы за несвоевременную оплату ЖКХ
newizv.ru.
В пояснительной записке к документу, вносящему поправки в Кодекс об административных правонарушениях и закон об электроэнергетике, говорится, что предлагаемый размер неустойки будет стимулом для потребителей и покупателей электрической энергии надлежащим образом исполнять обязательства по оплате. "Многие покупатели предпочитают несвоевременно исполнять соответствующие обязательства, то есть фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций", – подчеркивают авторы законопроекта.
Сегодня пеня за каждый день просрочки платежа составляет 1/360 от ставки рефинансирования Банка России, что соответствует приблизительно 9% годовых. Министерство энергетики предложило повысить эту цифру до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ, что в свою очередь составляет почти 18% годовых. Грубо говоря, если потребитель платит за ЖКХ 5 тыс. рублей в месяц, то в случае полугодовой задолженности по нынешней формуле 1/360 пени штраф составит 1242 рубля, а по новой формуле 1/170 эта цифра будет равна 2529 рубля. Как заявил глава ведомства Александр Новак, размер штрафа рассчитывался так, чтобы приблизить его к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителя, которая в настоящий момент находится в диапазоне 14–32%. Какое отношение имеет штраф за просрочку по оплате ЖКХ к кредитам, министр не пояснил. Равно как и то, правомочно ли сравнивать функционирование двух принципиально разных систем – банковской и социальной.
Эксперты, опрошенные "НИ", единодушны в том, что этот законопроект совершенно не учитывает социальную сторону вопроса. В том числе по причине того, что его разработкой занималось непрофильное ведомство. "Очень важно вести работу с должниками. Но законопроект был написан энергетиками, которые качественно этого делать не могут. А управляющие компании или тем более товарищества собственников жилья, несмотря на трудности, ее тем не менее не делают, – объясняет ведущий юрисконсульт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев. – И под работой я подразумеваю не только палку, которую предлагает этот закон, но в том числе социальные меры – общение, поддержка. А ресурсникам, когда они пишут поправки, все равно, каким способом выжать деньги, лишь бы сделать это". По мнению эксперта, ожидать, что поднятие ставки вдвое существенно повлияет на количество должников, не стоит. Потому что пени рассчитана воздействовать на добросовестного потребителя. "На тех, кто сознательно не платит по каким-то причинам, эта мера никак не повлияет", – уверен г-н Гордеев.
Правительство выбрало не лучший способ восполнить дефицитный бюджет, соглашается сопредседатель Союза потребителей России Надежда Головкова. "Физические лица, между прочим, – самые дисциплинированные плательщики, – отмечает собеседница "НИ". – Гораздо больше долгов приходится на долю промышленных предприятий, учреждений, оборонку. Поэтому если уж вводить жесткие штрафы, то делать это нужно симметрично, потому что предлагаемая мера в первую очередь ударит по населению".
К тому же у россиян даже нет удобной возможности возмещать требуемую с них пени – при оплате услуг ЖКХ через терминалы или в сети Интернет пени оплатить нельзя, а потому долг будет накапливаться. Возможность оплатить пени предоставляют только отделения Сбербанка или управляющая компания.
Вместе с тем правительство не спешит повышать дисциплину управляющих компаний или ДЕЗов. Повышать штрафы за недопоставку услуг ЖКХ или их низкое качество никто не собирается. Кроме того, далеко не всегда у населения есть возможность получить причитающийся ему по закону перерасчет оплаты. По словам Дмитрия Гордеева, на бумаге, то есть в правилах коммунальных услуг, все предусмотрено, но если говорить о практике, то доказать низкое качество предоставляемых услуг ЖКХ очень трудно. У управляющих компаний больше возможностей защищаться, в то время как организаций, которые готовы взяться за защиту прав потребителей, наоборот, крайне мало.
Сегодня россияне в среднем тратят на ЖКХ 10–11% своего бюджета. В последние годы эта цифра оставалась стабильной, потому что росли не только тарифы, но и доходы населения. Однако уже в ближайшие два-три года ситуация может измениться, и этот процент начнет постепенно расти. Этому будут способствовать и введение с 2014 года социальной нормы на потребление электроэнергии, и растущие тарифы естественных монополий, и снижение реальных доходов, прогнозируемое Минэкономразвития. По мнению экспертов, ситуация очень хорошо иллюстрирует глубину кризиса, складывающегося в стране.
Как уже сообщало ИА "Амител", законопроект Минэнерго также предполагают ужесточение финансовой и административной ответственности за самостоятельное и несанкционированное подключение к сетям и безучетное потребление электроэнергии. Теперь верхняя граница штрафа для населения составит 50 тыс. рублей вместо 2 тыс., для должностных лиц – 200 тыс. рублей вместо 4 тыс., для юридических лиц – 100–300 тыс. рублей вместо действующих 30–40 тыс.
Читайте полную версию на сайте
В пояснительной записке к документу, вносящему поправки в Кодекс об административных правонарушениях и закон об электроэнергетике, говорится, что предлагаемый размер неустойки будет стимулом для потребителей и покупателей электрической энергии надлежащим образом исполнять обязательства по оплате. "Многие покупатели предпочитают несвоевременно исполнять соответствующие обязательства, то есть фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций", – подчеркивают авторы законопроекта.
Сегодня пеня за каждый день просрочки платежа составляет 1/360 от ставки рефинансирования Банка России, что соответствует приблизительно 9% годовых. Министерство энергетики предложило повысить эту цифру до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ, что в свою очередь составляет почти 18% годовых. Грубо говоря, если потребитель платит за ЖКХ 5 тыс. рублей в месяц, то в случае полугодовой задолженности по нынешней формуле 1/360 пени штраф составит 1242 рубля, а по новой формуле 1/170 эта цифра будет равна 2529 рубля. Как заявил глава ведомства Александр Новак, размер штрафа рассчитывался так, чтобы приблизить его к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителя, которая в настоящий момент находится в диапазоне 14–32%. Какое отношение имеет штраф за просрочку по оплате ЖКХ к кредитам, министр не пояснил. Равно как и то, правомочно ли сравнивать функционирование двух принципиально разных систем – банковской и социальной.
Эксперты, опрошенные "НИ", единодушны в том, что этот законопроект совершенно не учитывает социальную сторону вопроса. В том числе по причине того, что его разработкой занималось непрофильное ведомство. "Очень важно вести работу с должниками. Но законопроект был написан энергетиками, которые качественно этого делать не могут. А управляющие компании или тем более товарищества собственников жилья, несмотря на трудности, ее тем не менее не делают, – объясняет ведущий юрисконсульт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев. – И под работой я подразумеваю не только палку, которую предлагает этот закон, но в том числе социальные меры – общение, поддержка. А ресурсникам, когда они пишут поправки, все равно, каким способом выжать деньги, лишь бы сделать это". По мнению эксперта, ожидать, что поднятие ставки вдвое существенно повлияет на количество должников, не стоит. Потому что пени рассчитана воздействовать на добросовестного потребителя. "На тех, кто сознательно не платит по каким-то причинам, эта мера никак не повлияет", – уверен г-н Гордеев.
Правительство выбрало не лучший способ восполнить дефицитный бюджет, соглашается сопредседатель Союза потребителей России Надежда Головкова. "Физические лица, между прочим, – самые дисциплинированные плательщики, – отмечает собеседница "НИ". – Гораздо больше долгов приходится на долю промышленных предприятий, учреждений, оборонку. Поэтому если уж вводить жесткие штрафы, то делать это нужно симметрично, потому что предлагаемая мера в первую очередь ударит по населению".
К тому же у россиян даже нет удобной возможности возмещать требуемую с них пени – при оплате услуг ЖКХ через терминалы или в сети Интернет пени оплатить нельзя, а потому долг будет накапливаться. Возможность оплатить пени предоставляют только отделения Сбербанка или управляющая компания.
Вместе с тем правительство не спешит повышать дисциплину управляющих компаний или ДЕЗов. Повышать штрафы за недопоставку услуг ЖКХ или их низкое качество никто не собирается. Кроме того, далеко не всегда у населения есть возможность получить причитающийся ему по закону перерасчет оплаты. По словам Дмитрия Гордеева, на бумаге, то есть в правилах коммунальных услуг, все предусмотрено, но если говорить о практике, то доказать низкое качество предоставляемых услуг ЖКХ очень трудно. У управляющих компаний больше возможностей защищаться, в то время как организаций, которые готовы взяться за защиту прав потребителей, наоборот, крайне мало.
Сегодня россияне в среднем тратят на ЖКХ 10–11% своего бюджета. В последние годы эта цифра оставалась стабильной, потому что росли не только тарифы, но и доходы населения. Однако уже в ближайшие два-три года ситуация может измениться, и этот процент начнет постепенно расти. Этому будут способствовать и введение с 2014 года социальной нормы на потребление электроэнергии, и растущие тарифы естественных монополий, и снижение реальных доходов, прогнозируемое Минэкономразвития. По мнению экспертов, ситуация очень хорошо иллюстрирует глубину кризиса, складывающегося в стране.
Как уже сообщало ИА "Амител", законопроект Минэнерго также предполагают ужесточение финансовой и административной ответственности за самостоятельное и несанкционированное подключение к сетям и безучетное потребление электроэнергии. Теперь верхняя граница штрафа для населения составит 50 тыс. рублей вместо 2 тыс., для должностных лиц – 200 тыс. рублей вместо 4 тыс., для юридических лиц – 100–300 тыс. рублей вместо действующих 30–40 тыс.