Корабли не выйдут в море: отечественное судостроение пока развивается только на бумаге
Руководство страны решило кардинально изменить концепцию развития Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в сторону централизации производственных мощностей. Как пишет "КоммерсантЪ" со ссылкой на текст новой стратегии, прошлый план развития отечественного кораблестроения, предполагающий широкую автономию региональных холдингов, признан ошибочным. Для исправления ситуации в отрасли предполагается до 2030 года направить триллион рублей, 20% этих средств будут выделены из бюджета. Новый документ должен быть рассмотрен на очередном совещании Морской коллегии при правительстве 27 сентября. Об этом сообщает СП.
Открытое акционерное общество "Объединенная судостроительная компания" со стопроцентной долей государственной собственности была создана в марте 2007 года. В ОСК было объединено до 80% всех имеющихся в стране производственных мощностей по строительству кораблей (военных и гражданских) и их ремонту, а также наиболее крупные проектные бюро. За прошедшие шесть с лишним лет в компании сменилось несколько руководителей
На официальном сайте ОСК практически нет никакой информации о деятельности компании. Ни рассказа об имеющихся трудностях и непростой истории ОСК, ни развернутых отчетов о работе, ни сведений о руководстве. В разделе "О корпорации" лишь лаконично сказано: "Мы имеем ясную стратегию, подкрепленную государственной поддержкой: превратить ОСК в глобальную судостроительную корпорацию. Ее задача – вывести Россию на ведущие позиции на мировом рынке судостроения". В соответствии с новой концепцией развития, ОСК должна будет зарабатывать до 500 млрд. рублей в год.
Реальное состояние корпорации пока далеко от идеала. В списке мировых судостроительных компаний ОСК занимает только 82-ю позицию. Убыток за минувший год многих входящих в объединение предприятий превышает 500 млн. Военные корабли, которые должны были быть поставлены ВМФ, до сих пор на стадии строительства. В частности, так и не переданы морякам современные фрегаты "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов". Некоторые корабли поставляются без необходимого вооружения. К примеру, с опозданием поступила пушка А190 на корвет "Стойкий".
Много претензий и к качеству выполняемых работ. По оценкам специалистов, сроки строительства иногда в 2 раза выше, чем на верфях за рубежом, а стоимость заказов превышает стоимость иностранных аналогов в 1,5 раза. Главная военная прокуратура в ходе проведенной проверки деятельности ОСК выявила более 160 нарушений в деятельности корпорации. 14 должностным лицам вынесены предупреждения, а в отношении семи решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Можно сказать, что за прошедшие шесть с лишним лет с момента создания ОСК были только обсуждения, как начать работу. За это время сменилось уже несколько руководителей компании, а в совете директоров побывали такие высокопоставленные лица как Сергей Нарышкин и Игорь Сечин. Нынешний глава корпорации Владимир Шмаков занял свой пост полгода назад. В мае этого года на совещании в Сочи под председательством Владимира Путинановый руководитель выдал как новацию: "Необходимо в сжатые сроки провести комплексный анализ состояния дел, как в технологических, так и в финансовых вопросах, инвентаризацию контрактов и разработать четкую программу управления активами". Среди приоритетных направлений было обозначено строительство атомных ледоколов для Арктики.
Сейчас, по прошествии времени, воз, как говорится, остался на прежнем месте: члены правительства будут в очередной раз обсуждать концепцию развития и пути спасения корпорации. Что касается атомных ледоколов, то на днях ФГУП "Атомфлот" - за три недели до оглашения результатов конкурса на строительство двух кораблей - объявил об отмене тендера, заменив конкурс на госзаказ. Притом, что в стране только одно предприятие – входящий в ОСК "Балтийский завод – судостроение" – может выполнить необходимые работы.
Не лучше обстоит дело и с судоремонтными предприятиями. Государство выделило немалые средства на перевооружение военных кораблей, многим из которых больше 20 лет, но у предприятий нет запасных частей. В свою очередь, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) уже более полугода не может свести воедино все документы по ремонту. Конкурсный отбор исполнителей, по мнению многих специалистов, тоже далек от идеала: ремонтировать суда берутся предприятия, ранее не выполнявшие подобных работ.
Как говорит бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов, все нынешние планы правительства по развитию отечественного судостроения не подкреплены фактами:
– Нашей стране досталась практически вся судостроительная промышленность СССР, за исключением верфей в Николаеве, Керчи и Феодосии. В советское время в стране строили атомные подводные лодки лучшего в мире качества, авианесущие и атомные ракетные крейсера. Но с момента распада СССР предприятия не совершенствовались, а мир шел вперед. Мы остались на старом уровне, а подавляющему большинству наших кораблей по 30-40 лет.
Что касается проектов ОСК. За небольшое время существования корпорации там уже сменилось множество директоров. Сейчас главным кораблестроителем назначили специалиста по металлам. Получается, что как у Ивана Крылова: "Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник". У нас недавно и мебельщик был министром обороны. Почему так делается? Не для того ли, чтобы эти люди смогли сшить себе "золотые парашюты"?
При развитии ОСК много надежд возлагают на частные инвестиции и заказы. Но я убежден, что ни один частник вкладывать в эту отрасль не будет. Был уже печальный опыт на Балтийском судостроительном заводе, там после частного владельца почти ничего не осталось.
Сейчас правительство расписывает планы отечественного судостроения до 2030 года. Но к тому времени никого из нынешних руководителей на своих постах не останется. Не будет тех, кто начинал и планировал реформы. А те, кто будет заканчивать, скажут: "Мы не знаем, куда делись деньги, их до нас потратили". У нас смогли сдать подлодку "Юрий Долгорукий" с большими недостатками, но не оснастили оружием. Основное вооружение этой подлодки – ракеты "Булава". А с ними возникают большие проблемы. Министр обороны Сергей Шойгусейчас распорядился сделать пять дополнительных пусков, потому что ракеты не летят, куда нужно. Хотя "Булава" уже принята на вооружение. А без ракет подлодка - это даже не прогулочный катер. Из-за недоработок приостановили испытания атомных подлодок "Александр Невский" и "Владимир Мономах". За прошедшие с момента распада Советского Союза 22 окаянных года не осуществили ни одного нормального проекта в судостроении.
"СП": – На протяжении долгого времени мы видим пока только совещания на тему, как начать работу. В советское время тоже была такая долгая подготовка к строительству кораблей?
– Во время Великой Отечественной войны от технического задания на какую-нибудь пушку до серийного производства иногда проходило всего несколько недель. Но руководили промышленностью люди - не чета нынешним.
Всего через 13 лет после окончания войны была сделана первая атомная подлодка, хотя о ней раньше никто и не думал. Между Гражданской и Отечественной войной в СССР было построено 211 подлодок, из них 107 мы потеряли в боях с фашистами. С 1966 по 1978 годы флоту были сданы 122 атомные подлодки, то есть по десять в год. И если бы мы этого не сделали, то нашу страну ждала бы судьба Сирии или Афганистана. А за последние 22 года на уже имеющейся базе ничего не могут построить, а всё старое наследие разбазарили. Вот и вся разница.
Ведь я был почти на всех кораблях, которые сегодня в строю ВМФ. К сожалению, должен констатировать, что положение во флоте сейчас крайне плачевное. Уже и не верю, что смогу дождаться, когда в стране построят хоть один крупный современный корабль.
Более оптимистично на проблему смотрит заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, член фракции КПРФ Павел Дорохин. По его мнению, пока мы в состоянии решить имеющиеся проблемы корабельной отрасли.
– Проблемы ОСК мне хорошо известны. Члены нашего комитета активно работают с руководством корпорации. Ранее внутренние холдинги имели широкую автономию, особенно поставщики техники за рубеж. Было много вопросов по соподчинению и координации различных структур. Сейчас стало очевидно, что государство должно разработать схему работы корпорации. Концентрирование судостроительной промышленности в одном месте я считаю правильным.
Для возрождения отрасли надо на свои верфи привлечь новейшие технологии. За предыдущие 10 бессистемных лет назрело много проблем. Только сегодня пришли к пониманию, что надо наводить порядок и в Росавиации, и в Роскосмосе, и в судостроении. Всё работало без системы, неудивительно, что мы пришли к плачевному результату.
"СП": – Ранее руководство ОСК настаивало на автономии предприятий.
– Эта автономия и привела к коллапсу. Голова не контролировала руки и ноги. Без единой стратегии были одни убытки. Я обсуждал проблемы с членами военно-промышленной комиссии, вроде среди них есть понимание.
"СП": – Главная военная прокуратура выявила в деятельности ОСК более 160 нарушений, когда срывались сроки поставок и завышалась стоимость продукции.
– Причин этому несколько. Это коррупция, отсутствие квалифицированных кадров и устаревшие мощности. Все эти три задачи надо решать системно. Но системы в промышленности как раз и не было долгие годы. Производственные объединения то укрупняли, то делили на части.
20 лет в стране никто всерьез не занимался судостроением, жили еще на старой советской базе. Запас прочности этой базы заканчивается. Надо обновлять оборудование, ставить новые станки.
Мы предлагаем создать центр по обмену промышленных технологий с Европой. Наше предложение лежит на столах у членов правительства. Я лично передал концепцию Дмитрию Рогозину. Ведь на старых крупповских станках мы новую промышленность не построим.
"СП": – Удастся ли изменить ситуацию, учитывая опыт прошлых лет.
– Пока у нашей страны время для изменений есть, но немного, около 2-3 лет. Пока в правительстве есть положительный настрой. Под давлением ВПК кабмин начал шевелиться. Если давление ослабнет, то все планы по возрождению нашего судостроения так и останутся благими пожеланиями.