Смена Путина неизбежна: Олег Козырев о том, как власть пытается избежать участи авторитарных режимов
События на Валдайском форуме убедили меня в том, что в России началась подготовка к отставке Путина. С чего такие выводы? Об этом рассуждает Олег Козырев на сайте СП.
Попробуем поставить себя на место Путина или людей его окружения. Что мы можем предположить? Мы можем предположить, что они вряд ли хотят уходить. Если и предполагают в каком-то виде уход Путина – то точно не хотели бы, чтобы менялся курс, и в политику пришли чужие для них люди. Таким образом, если они на что-то и хотели бы сменить власть – то лишь на то, что напоминает годы "тандемного" правления Медведева. Интерес и Путина, и его команды - в как можно более длительном удержании власти.
Присутствуют внешние обстоятельства, которые нельзя не замечать. Это ухудшающееся положение в экономике, на которой, кстати, еще висит не проведенная Олимпиада и прочие суперпроекты. Есть проблемы внутренней политики, которые наиболее явно были зафиксированы кампанией Навального. Новую силу уже признали. Обычно власти авторитарных режимов склонны преувеличивать свои силы и преуменьшать силы оппонентов. Но результат Навального и, что особенно важно, методы его кампании не могли не впечатлить. Пока Навальный вел кампанию в Москве, активисты вроде Чириковой смогли по многим городам посеять методы движения в защиту Химкинского леса. Протесты под Уфой, протесты под Воронежем – это уже не пикеты и не петиции, это серьезные региональные точки протеста, которые влияют всерьез на популярность властей на местах и на решения властей там.
Мы можем предположить, что власти понимают, что их поддержка уменьшается, а поддержка оппозиции (пусть даже здесь оппозиция – широкий протест) увеличивается. Таким образом, смена власти неизбежна.
Еще один момент, который не может не замечать власть – выросла популярность действительно независимой оппозиции. Все системные представители или даже несистемные, но из старой гвардии – получают малые проценты на выборах. И наоборот – действительная оппозиция легко выходит, как минимум, на второе место на всех выборах. Т.е. если представить себе смену власти, то она перейдет не к лояльным лидерам, а к тем, кто действительно разгонит воров и жуликов, посадит, может даже, проведет люстрации – в общем, шансов у власти удержаться не будет никак.
Понимая все это, что нужно сделать властям? У них есть путь держать власть и продолжать сажать или не пускать на выборы независимую оппозицию. И тогда рано или поздно – протестный взрыв все сметет. Или уйти и дать им власть. Понятно, что второй вариант просто немыслим и невозможен.
Есть третий путь. И, на мой взгляд, Путин начал его реализовывать.
Допустим, Путин смирился с тем, что власть рано или поздно придется отдать. Что тогда ему надо сделать?
1.Отдать ее как можно позже
2.Отдать ее по возможности не настоящим своим оппонентам
3.К моменту передачи власти не слыть диктатором
Наверное, власти сегодня уже понимают, что следующим президентом пока что вроде как будет Навальный. Значит, надо как можно больше его помотать, и за это время ввести во власть побольше лояльной оппозиции.
Поэтому запущена процедура отчасти свободных выборов, когда самых радикалов все же пускают к выборам – чтобы взвесить их силы, поизматывать заодно. Если повезет, всю эту катавасию с выборами можно протянуть и до 2018 года. К этому моменту часть как липовых, так и реальных оппозиционеров станет региональными депутатами, мэрами, губернаторами. Может быть, кто-то из них успеет в себе разочаровать.
Так решается первая и вторая задача.
Но как быть с репутационной – третьей? Пока под следствием и в тюрьме политзаключенные экологи, узники Болотной, Ходорковский – никто не перестанет желать Путину люстрации.
Мы только что услышали на Валдае о возможности амнистии для узников Болотной.
Будем реалистичны. Как бы кто из нас не мечтал о люстрации, если Путин выпустит узников Болотной, Ходорковского и прочих политзэков – через год-два голоса о люстрации сменятся хором "не давайте все простим, лишь бы уже ушли они".
Факты таковы. Настоящую оппозицию впервые всерьез допустили до выборов. Путин заявил о том, что приговор Фарберу жесткий, что узники Болотной могут быть амнистированы – мы видим попытки создать новый образ уходящего политика.
Началась масштабная политическая подготовка к уходу Путина. Власть смирилась с тем, что власти у нее скоро не будет. Но старается избежать участи авторитарных режимов и начинает массово стелить себе соломку, свой уход из власти пытается максимально проконтролировать. Не исключено, что отставка Путина будет раньше 2018 года – через год-полтора после Олимпиады. Разумеется, если только котел народного возмущения не порушит планы осторожной отставки.